Слайд 1Самоанализ урока
с позиций здоровьесбережения
(выступление на семинаре для молодых педагогов)
Автор:
Рыбкина Н.И.,
учитель русского языка
и литературы МКОУ-СОШ №2
ЗАТО
п. Солнечный Красноярского края
Слайд 2ПОМНИТЕ!
К числу первоочередных задач школы относится задача охраны здоровья учащихся.
Поскольку
«ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния
на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере.
Слайд 3Какие критерии оценки урока с точки зрения здоровьесбережения нужно использовать?
Слайд 4Гигиенические условия в классе (кабинете):
чистота,
температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения
класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей,
длительность применения технических
средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.
Слайд 5Число видов учебной деятельности, используемых учителем
опрос учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы,
решение примеров, задач,
практические занятия и др.
Нормой считается 4-7 видов за урок.
Слайд 6Какова должна быть средняя продолжительность и частота чередования различных видов
учебной деятельности?
Ориентировочная норма - 7-10 минут.
Физкультминутки и физкультпаузы:
норма -
на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Слайд 7Виды преподавания:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.
Норма - не
менее трех за урок.
Чередование видов преподавания не позже чем через
10-15 минут.
Слайд 8Методы,
способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся:
методы свободного
выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия,
свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.
Слайд 9Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой
работы.
У авторитарного учителя дети на уроках избыточно напряжены
нарушение осанки
Психофизический
комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.
Слайд 10Помогут в процессе урока:
включение в содержательную часть урока вопросов, связанных
со здоровьем и здоровым образом жизни;
демонстрация примеров, прослеживание этих связей;
формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д.
Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Слайд 11Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
интерес к
занятиям,
стремление больше узнать,
радость от активности,
интерес к изучаемому
материалу и т.п.
Постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей.
Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.
Слайд 12Психологический климат на уроке:
благоприятный психологический климат на уроке – заряд
позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем
позитивное воздействие
школы на здоровье
учащихся
наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников
преобладании на уроке
здоровьеразрушающих тенденций
Слайд 13Урок неполноценен
если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных
остроумных шуток,
использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений,
музыкальных минуток и т.п.
ПОЗИТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН -
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
Слайд 14Четыре показателя удачно проведённого урока:
Итоговая плотность урока, т.е. количество времени,
затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне
от 60% до 80%.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:
• неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
• отсутствие времени на вопросы учащихся;
• необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
4. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.