Слайд 1
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие
дается,
Как нам дается благодать…
Ф.И. Тютчев
Слайд 2
Роль имени прилагательного в речи
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой
выглядит очень бедной. Как можно ее сделать более интересной, образной,
впечатляющей?
Слайд 4ПРОБЛЕМА
Во всех ли стилях речи необходимы прилагательные?
Слайд 5
ЦЕЛЬ
Изучение текстов, принадлежащих к разным стилям речи по 3 параметрам:
1.Частота употребления прилагательных в процентах.
2. Значение прилагательных (прямое или переносное).
3.
Роль прилагательных в речи
Слайд 7ВЫВОДЫ
Прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях речи, выполняя при
этом разные функции:
передача более точной информации;
создание художественного образа;
обмен информацией
по бытовым вопросам.
2. Количество прилагательных во всех стилях различно.
3. Невозможно исключить прилагательные из речи, так как они делают информацию более полной, а речь образной, красивой.
Слайд 8АНАЛИЗ ТЕКСТА
Снег начал идти с
раннего обеда.
Я всегда любил наблюдать
тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. (По С.Т. Аксакову)
Слайд 9ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ
1.К какому стилю относится текст?
2.Какова тема?
3. Основная мысль
текста?
4. Выпишите из текста словосочетания прил.+сущ.
5. Какие прилагательные помогают нарисовать
образную картину природы?
6. Какие прилагательные выражают авторское отношение к увиденному?
7. Еще раз сформулируйте основную мысль текста.
8 Какие словосочетания показались вам неожиданными?
Слайд 10ОТВЕТЫ
С раннего обеда
тихое падение
чудное зрелище
безграничное пространство
снежного потока
снежным пухом
поразительной тишиной
снежные хлопья
белым
мраком
Слайд 11ТЕРМИН
Оксюморон - (греч. oxýmōron, буквально - остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание
несочетаемого, например "грустная радость".
А.Н. Толстой «Живой труп»
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
А.С.Пушкин
«Люблю я пышное природы увяданье…»
Слайд 12ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Восстановите прилагательные в авторском тексте.
1 текст
А как (…)
(…) рассвет, (…) заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают
(…) лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает (…) белизна! (…) (…) зима, (…) (…) дни, (…) (…) ночи!
(Соколов-Микитов «() зима»).
Слайд 13ОТВЕТЫ
А как
хорош зимний
рассвет,
утренняя
заря,
когда покрытые снегом поля, пригорки освещают
золотые
лучи восходящего солнца
и заблестит, засверкает
ослепительная
белизна!
Необыкновенны русская
зима,
яркие зимние
дни,
лунные светлые
ночи!
«Русская
зима» (Соколов-Микитов)
Слайд 14ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Сочините небольшую
миниатюру об однокласснице или однокласснике, используя при этом для описания
внешности и характера как можно больше прилагательных. Имён не называть!
Слайд 15ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ТЕОРЕТИКОВ, ПРАКТИКОВ, ТВОРЦОВ И АНИМАТОРОВ
1проблема:
Как
сделать так, чтобы все ученики класса запомнили, какая это замечательная
часть речи – имя прилагательное!
2 проблема
Какой должна быть лингвистическая газета, чтобы ее читала вся школа?
Слайд 16ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ТЕОРЕТИКОВ, ПРАКТИКОВ, ТВОРЦОВ И АНИМАТОРОВ
Проект 1. Рекламный
модуль имени прилагательного.
Проект 2. Рекламный модуль лингвистической газеты.
Слайд 17ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Написать сочинение (или стихотворение) о маме,
папе, брате, сестре, используя прилагательные, эпитеты и метафоры.