Слайд 1Обучение сжатому изложению.
Надо ли знать природу?
Автор презентации: Дёмина Галина Павловна,
учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ им. И.Е.
Кулакова» г. Печора, с. Приуральское Республика Коми.
Слайд 2Подумаем.
Определим слово по его значению :
Очень краткий , небольшой
по времени, по объёму.
Сжатый
Определим тему урока.
Пишем сжатое
изложение.
Какие цели мы перед собой поставим ?
Вырабатывать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию.
Цель урока
совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения:
формулировать основную мысль текста;
-определять главную информацию в тексте, обобщать её;
- исключать второстепенную информацию;
-писать сжатое изложение
Слайд 4Памятка
« Как работать над сжатым изложением»
1.Прочитать текст, определить его
тему и главную мысль.
2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение,
какова его задача.
3. Выделить в тексте все части.
4.Составить план сжатого изложения.
5.В каждой части отметить главное.
6. Отметить то, что можно объединить.
7. Подобрать обобщающие слова и предложения.
8. Изложить сжато каждую часть.
9.Подумать, как связать части между собой.
10. Перечитать написанное.
Слайд 5Способы сжатия(компрессии) текста.
Обобщение конкретных единичных явлений;
Исключение подробностей, деталей;
В коробке лежали
синие, желтые, зеленые шары.
Пример исключения:
В коробке лежали шары.
Пример
обобщения:
В коробке лежали разноцветные шары.
Слайд 6Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
Знать
природу, знать её законы должны все люди, чем бы они
ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
Слайд 7Аналитическая беседа по тексту.
1) Определите тему текста? Каждый человек должен
знать законы природы
2) Какова основная мысль текста? Человек , не
разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом.
3) Каков тип речи текста? Рассуждение.
4) Из каких частей состоит текст- рассуждение? Тезис, аргумент(ы), пример, вывод.
5) Укажем в нашем тексте тезис, аргумент, пример,вывод.(Тезис- 1 предложение, аргумент-2, пример 3-14, вывод-15- 19).
6) Уточним, к какому типу речи относится сказка? Повествование.
5). Назовите предложения, соединяющие аргумент с примером.(3, 4). Как содержание этих предложений можно передать другими словами? ( Обратимся к сказке В. Бианки « Сова»; Это подтверждает сказка В. Бианки « Сова»; Об этом говорится в сказке В. Бианки « Сова»).
Слайд 8Деление текста на микротемы и составление плана.
Микротема-наименьшая составная часть темы
целого текста.
1. Люди должны знать природу.
2. Можно наделать много бед.
3. Сказка « Сова».
4.Почему надо знать природу.
Запомните:
В плане столько пунктов, сколько микротем.
Сжатие текста
Без каких слов в первой микротеме
обойтись нельзя?
Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
Сжатие текста.
Знать природу, знать её законы должны все люди,
чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
Сожмите первую микротему.
Слайд 11Сжатие текста
Без каких слов нельзя обойтись во второй микротеме.
2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в
ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
Слайд 12Сжатие текста.
2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё
в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
Сожмите вторую микротему.
Сжатие текста
. Я перескажу коротко
одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
Без каких предложений в третьей микротеме обойтись нельзя?
Сжатие текста
Я перескажу коротко одну
сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова».
Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
Сожмите микротему.
Сжатие текста.
.Смысл этой сказки не только в
том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
Без каких предложений обойтись нельзя?
Сжатие текста.
15. Смысл этой сказки не только в том,
что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет - через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.19. Вот почему надо знать природу!
Сожмите четвёртую микротему.
Слайд 17 Возможный вариант
текста.
Любой человек должен знать законы природы.
Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова». Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.
Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку. Вот почему надо знать природу!
Литература.
1В. И. Капинос. Изложения : тексты с лингвистическим анализом.-М: Линка
– Пресс, 1994.
2Н. А Шапиро, А. В. Волкова, Е.В. Кузнецов, Е. Ю Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика-М: Педагогический университет « Первое сентября», 2011.