Слайд 1Подготовка к ЕГЭ
Комплексный анализ
текста
Автор: учитель русского языка и литературы
МАОУ "Володарская СОШ" Садчикова Ю.Н.
Слайд 2Алгоритм анализа текста
1. Выразительно прочитать.
2. Отметить ключевые слова.
3. Обозначить микротемы.
4.
Определить тему.
5. Определить идею.
6. Определить проблему.
7. Определить стиль и тип
текста.
8. Лингвистический анализ.
Слайд 31. Исходный текст
(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и
малые, серьёзные и смешные.
(2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная
и ничем не оправданная стремительность времени. (3)... , не успеешь оглянуться, как уже вянет лето – то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
(4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. (5)А между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
(6)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (8)Наоборот, по ночам они разгораются. (9)И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. (10)Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. (11)Это – сожаление о том, что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.
Слайд 4(12)Да что там – весь мир! (13)На знакомство даже со
своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
(14)Я перебираю в
памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (15)Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. (16)Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (18)Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, – вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. (19)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.
(По К.Г. Паустовскому)
Слайд 52. Ключевые слова
(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и
малые, серьёзные и смешные.
(2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная
и ничем не оправданная стремительность времени. (3)..., не успеешь оглянуться, как уже вянет лето – то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
(4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. (5)А между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
(6)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (8)Наоборот, по ночам они разгораются. (9)И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. (10)Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. (11)Это – сожаление о том, что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.
Слайд 6(12)Да что там – весь мир! (13)На знакомство даже со
своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
(14)Я перебираю в
памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (15)Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. (16)Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (18)Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, – вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. (19)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.
(По К.Г. Паустовскому)
Слайд 73. Микротемы текста
1. Людей мучают разнообразные сожаления.
2. Неоправданная стремительность времени.
3.
Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза.
4.
Сожаление о том, что не удалось сделать, увидеть, узнать...
5. На одном клочке можно увидеть необыкновенно много.
Слайд 84-6. Тема, идея, проблема текста
Тема – это то, о чем
или о ком говорится в тексте.
Тема – текст о стремительности
времени.
Идея текста — это главный смысл, вытекающий из всего сообщения. Обычно идея текста (основная мысль) передаёт отношение автора к предмету речи. Она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста.
Идея – в данном тексте совпадает с позицией автора
“Даже сидя всю жизнь на одном клочке можно увидеть необыкновенно много”.
Проблема – ничем не оправданная быстротечность времени
Слайд 97. Стиль и тип текста.
Проблема актуальная, близка каждому человеку.
В тексте
есть эпитеты, лексические повторы, ряды однородных членов.
Стиль текста – публицистический.
Тип
речи – рассуждение.
Слайд 10Задания ЕГЭ
1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно
быть на месте пропуска в третьем предложении?
Конечно
Потому что
Действительно
Но
И прежде всего
Слайд 11Задания ЕГЭ
2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова МУЧАЮТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в
первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Истязать кого-нибудь, причинять кому-нибудь физические муки. Не бей, не мучь собаку.
2. Постоянными приставаниями надоедать, беспокоить (разг.). «Не мучь меня, молю.» Пушкин.
3. Быть источником, причиной чьих-нибудь мучений, страданий. Мучит жажда. Мучит неизвестность, вопрос, мысль, сознание, совесть. Кашель по ночам мучит.
4. перен. Волновать, беспокоить.
Слайд 12Задания ЕГЭ
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые.
Я перебираю в памяти места
(1) какие видел (2) и убеждаюсь (3) что видел мало. Но это не так уж страшно (4) если вспоминать увиденные места (5) не по их количеству (6) а по их свойствам (7) по их качеству.
Слайд 13Задания ЕГЭ
4. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предложения 1-3 содержат
рассуждение.
2) Предложение 5 раскрывает содержание предложения 4.
3) В предложениях 9−10 содержится описание.
4) Предложение 5 противопоставлено предложению 4.
5) В предложениях 18-19 представлено повествование.
Слайд 14Задания ЕГЭ
5. Среди предложений 4-10 найдите такое, которое связано с
предыдущим при помощи личного местоимения. Укажите номер этого предложения.
6.
Из предложений 6-8 выпишите антонимы.
7. Из предложений 4-5 выпишите синонимы.
8. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.
Слайд 15Источники:
http://tvoyrebenok.ru/images/presentation/color/m/07.jpg
https://how-to-all.com/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%BC%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C
http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/bank-znanij/963-teksty-dlya-napisaniya-sochineniya-na-ege-iz-otkrytogo-banka-zadanij
http://tvoyrebenok.ru/images/presentation/color/m/02.jpg