Слайд 2Сочинение (часть С)
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Слайд 3Рекомендации к работе над сочинением
Оставьте для выполнения этой работы не
менее 90 минут.
Проверьте на черновике количество слов (должно быть не
менее 150).
Пишите разборчиво и аккуратно. Все неразборчивые написания не в пользу ученика!
Слайд 4Формулировка проблемы текста
Чётко сформулируйте одну из проблем текста. Проблема=идея=основная мысль
текста.
Возможны следующие варианты формулировки проблемы:
-через цитату, взятую из самого текста
«Деревня, далекая деревня, в ней только можно чувствовать полную, не оскорбляемую людьми жизнь природы». На мой взгляд, именно в этих словах заключается основная мысль текста.
-через собственный тезис с опорой на лексику текста
Любовь к природе не должна быть внешней, показной, картинной- вот одна из проблем, поставленных автором.
Слайд 5Формулировка проблемы текста
-через риторический вопрос
Можно ли любование природой
назвать любовью к ней? Вот та проблема, которая волнует автора.
-через
синтаксическую конструкцию подлежащее+сказуемое в им.п.
Основная мысль этого текста-любовь к природе истинная и ложная.
-через следующую синтаксическую конструкцию
Основной проблемой этого текста является проблема (сущ. в род падеже) любви, самовоспитания ,ответственности за…, патриотизма и т.д.
Нельзя писать «Автор поднимает проблему о …», «В этом тексте поднимается проблема о …»
Слайд 6
Комментарий к сформулированной проблеме
Комментировать нужно выделенную вами проблему, а не
любую проблему текста.
Комментарий- это ваше понимание исходного текста, поиски важных
микротем, раскрывающих проблему, это толкование текста, его расшифровка.
Комментируя выделенную проблему, используйте частичное цитирование.
Слайд 7Комментарий
«Именно в деревне можно яснее услышать голос природы, вдохнуть
в себя «безмятежность мысли, кротость чувства». Природа-главный целитель человеческих душ,
уставших от «суетливой внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот».
Слайд 8Комментарий
При комментировании текста избегайте чрезмерного цитирования, иначе получится пересказ.
Отношение автора
к поставленной проблеме можно совместить с комментарием.
Слайд 9Отношение автора к данной проблеме
Позиция автора может быть прямо сформулирована
в тексте, но чаще её нужно сформулировать самостоятельно
Начните предложение так:
«По мнению автора,…», «Автор прав, утверждая, что…», «Автор уверен в том, что…».
Слово «автор» можно заменить контекстным синонимом.
Слайд 10Аргументация собственного мнения по проблеме
Переход к этой части
сочинения должен быть логичным. Продумайте фразу-переход, например: «Проблема, поднятая автором,
- это вечная проблема», «Проблема, над которой размышляет автор, нравственная, и мы часто сталкиваемся с нею в повседневной жизни», «Проблема чести волнует и меня».
Слайд 11Аргументация
Приведите аргументы (2), опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.
Аргументы, связанные с жизненным опытом, не должны быть упрощёнными, банальными
(«Рядом с нами тоже жила одна старушка».) Вспомните известные телепередачи, факты из местной газеты «Лесной вестник», районные праздники, обычаи.
Слайд 12Аргументация
Используйте материал краеведческого музея, фильм «Земля родная». Применяйте (очень осторожно!)
свои знания в области истории, обществоведения, биологии, музыки, изобразительного искусства…
Не
забывайте о произведениях литературы, изученных в 9-11 классах, о книгах, прочитанных самостоятельно.
Слайд 13Аргументация
Используйте в качестве материала для аргументов сведения из «Сборника текстов
для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной
школы». (Авторы- составители Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. 9-е издание).
О музыке и композиторах № 2,4,16,26,34,42,43,50.
О художниках и их картинах № 11,23,35,36,44,61.
Замечательные люди своего времени № 7,14,15,18,22,28,46,53,54,55,66.
Слайд 14Аргументация
Живая Древняя Русь № 6,9,13,58,71.
Проблемы нравственности, морали № 19,24,32,33,45,69,64.
Воспоминания о
детстве №27,57,65,68.
Тексты о животных № 40,63,67.
Слайд 15Аргументация(цитаты)
А.Н.Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в
другом».
А.С.Пушкин: «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и
природой».
А.С.Пушкин: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный- невозможно».
И.С.Тургенев: «Любовь сильнее смерти и страха смерти».
Слайд 16Аргументация
Ф.М.Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования».
«В несчастье
яснеет истина».
«Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт».
А.П.Чехов:
«Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель».
А.М.Горький: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь».
Слайд 17Аргументация (цитаты)
А.Н.Толстой: «Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в
большом или малом, и поднимется в нём великая сила- человеческая
красота».
Б.Окуджава: « Совесть, благородство и достоинство- вот оно, святое наше воинство».
В Набоков: «О, любовь, ты светла и крылата…».
Д.С.Лихачёв: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других».
«Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя».
Слайд 18Аргументация
К.Г.Паустовский: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без
сердца».
« В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии».
« У любви тысячи аспектов, и в каждом из них- свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание».
М.М.Пришвин: «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным».
Слайд 19Аргументация
Вспомните литературные произведения, которые вы читали в средних классах (7-8).
Если необходимо, перечитайте их, используйте для аргументации.
Повесть о Петре
и Февронии
И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе».
В.Астафьев «Конь с розовой гривой».
Л.Андреев «Кусака»
А.Платонов «Неизвестный цветок»
Е.Носов «Живое пламя»
В.Распутин «Уроки французского»
В.Шукшин «Чудик»
А.Твардовский «Василий Тёркин»
Слайд 20Логика изложения материала
Не забывайте делить текст на абзацы.
Их, как минимум,
должно быть три (проблема, комментарий к ней с позицией автора,
ваши аргументы).Прекрасно, если будет яркое, запоминающееся вступление и умное заключение, связанное с решением проблемы.
Чётко и правильно выделяйте абзацы, делайте заметный отступ с начала строки!
Слайд 21Это важно!
Несмотря на усталость, внимательно проверьте свою работу(речь, грамматика, орфография,
пунктуация).
Если в чём-то сомневаетесь, замените слово, измените синтаксическую конструкцию, чтобы
избежать ошибки.
Обратите внимание на фактическую точность материала.
Слайд 22Так писать нельзя!
Также в этом тексте….
Автор хочет сказать нам…
В своём
рассказе автор…
Как сказал Горький…
К примеру, в рассказе Паустовского…
Наверно, он решил…
Автор
как бы сравнивает…
Слайд 23Не смешно!
Если человек не будет трудиться, он обязательно превратится в
обезьяну!
В тексте автор употребляет слово «мама» в грубой форме –
«мать».
Разве можно так поступать с одноклассниками и одношкольниками!
Во время войны ощущалась нехватка людей в еде!
Я хочу пожелать всем ученикам: не ставайте такими, учитесь, чтобы выбиться в люди!
Слайд 24Спасибо за внимание!
Презентацию подготовила
Е.В.Цветкова,
учитель русского языка и литературы
МОУ Лесная
средняя общеобразовательная школа