Слайд 1
Урок русского языка
Подготовка к ГИА
Задания части В
Трегубова О. С.
Учитель русского
языка МОУ «СОШ №1»
г. Валуйки
Слайд 2Цели
Закрепить умения анализировать текст, используя знания орфографии, лексики, пунктуации, синтаксиса.
Закрепить навыки работы с тестовыми заданиями
Развивать умения применения теоретических знаний
при выполнении практических упражнений; воспитывать любовь к родной земле, уважение к родной стране; развивать кругозор учащихся.
Слайд 3
Самая большая ценность народа – язык,
на котором он пишет,
говорит, думает
(Д.Н. Лихачев)
Задания В1-В14 открытого типа ( без выбора ответа)
проверяют языковую и лингвистическую компетенции
( умение анализировать прочитанный текст с использованием знаний орфографии, пунктуации и синтаксиса)
Слайд 5Задание В-1
Задание В-4
Задание В-8
Задание В-9
Задание В-5
Задание В-10
Задание В-11
Задание В-6
Задание
В-7
Задание В-13
Задание В-14
Слайд 6Задание В 1
Лексика, стилистика
Синонимы- это слова одной части речи, у
которых лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют лексические,
фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические и контекстные синонимы.
Слайд 7Укажите строку, в которой все слова являются синонимами
Тихий, беззвучный,
бледный, безмолвный.
Неповторимый, своеобразный, особенность, самобытный.
Безграничный, бескрайний, необъятный, необозримый.
Выдающийся, замечательный, видный, заурядный.
Слайд 8Задания В 2, В 3, В 4
Орфография
1. Правописание чередующейся безударной
гласной в корне
2. Правописание приставок
3. Правописание суффиксов
Слайд 9Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
- А-
согласной
ударения
значения
-лаг- (-а)
-кас-
(-а-)
-лож-(-а-)
-кос- (-а-)
-раст-
(перед ст)
-ращ-
(перед щ)
-рос-
(нет ст, щ)
Скак-скоч
(перед к – а,
перед ч
– о)
-гар-
-гор-
-зар-
-зор-
МАК – МОК
РАВН - РОВН
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
отрасль.
Искл.: зоревать
Слайд 10Найдите в предложениях слова с чередующейся гласной в корне
1)Я ощущал
прикосновения человеческих ладоней.
2) Этого положения он добивался долго.
3) Маше приходилось
снова протирать поверхность.
4) Конь легко перескочил препятствие.
5) На заре ты её не буди.
Слайд 11Правописание приставок и суффиксов
Слайд 13
Задание В 8
Синтаксис. Словосочетание.
Слайд 14Задание 1
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Я
осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был
счастлив, если бы у меня была такая мама!
такая мама
Слайд 15Задание 2
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
Успеет
ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
- выработать противоядие
Слайд 16Задание 3
Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из
предложения
Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им
можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
- управление
Слайд 17Задание 4
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
Ньютон
был первым, кому удалось найти ясно сформулированный базис, исходя из
которого он мог выводить широкое поле явлений посредством математического мышления.
-ясно сформулированный
Слайд 18Задание 5
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь
ПРИМЫКАНИЕ
Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое
я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".
-читала вслух
Слайд 19Задание 6
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь
УПРАВЛЕНИЕ
Всё удивительно и интересно в жизни пчёл.
-в жизни пчёл
Слайд 20Замените словосочетание бесконечная равнина синонимичным, основанном на связи управление.
Замените словосочетание
горное село синонимичным, основанном на связи управление.
Замените словосочетание голос отца
синонимичным, основанном на связи согласование.
Замените словосочетание яростно хлестали синонимичным, основанном на связи управление.
Слайд 22
Задания В 9, В 12 Грамматическая основа предложения
Слайд 23Найдите грамматическую основу в следующих предложениях :
Шестьдесят семь лет отделяют
нас от Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Валуйчане
внесли достойный вклад в общее дело победы над врагом.
Читая книгу «Золотые звёзды Оренбуржья», мы узнаем имена героев-защитников Родины.
Биографии героев – это часть истории нашего края.
Слайд 24Укажите количество грамматических основ в предложениях
Николай Фёдорович Ватутин – уроженец
Валуйского района, который воевал с 1941 года по 1944 год.
В июне 1940 года в действующую армию был призван Николай Фёдорович Ватутин, Курская битва стала его боевым крещением.
Слайд 25Укажите количество грамматических основ в предложениях
Звание Героя Советского союза
Николаю Фёдоровичу Ватутину, уроженцу Валуйского района, присвоено 6 мая 1965года.
Герои-земляки
проявляли мужество и боевое мастерство, многие дошли до Берлина, а после войны восстанавливали хозяйство.
Слайд 27Задания В 5, В 10, В 11
Синтаксис простого осложненного предложения
-
вводные слова и конструкции
- однородные члены предложения
-обособленные члены предложения
Слайд 28Укажите цифры, обозначающие запятые при вводных словах и словосочетаниях
419 лет прошло со дня основания города Валуйки,
(1) это,(2) конечно,(3) один из старейших населенных пунктов Белгородчины,(4) который,(5) по словам поэтов И. Овчинникова,(6) Б. Ковтуна ,(7) И. Ходеева,(8) прекрасен и неповторим.
Слайд 29Укажите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении
Возникновение и развитие города
Валуйки напрямую связано с историей реки Валуй,(1) до сих пор
таящего много интересных фактов.
Археологи свидетельствуют, (2) что местность эта,(3) степная и вольная,(4) была заселена во втором тысячелетии до нашей эры.
Слайд 30Укажите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве
Работая и отдыхая,(1) дружно
живет многонациональный народ Валуйского района.
Широко распахнул двери Валуйский краеведческий
музей,(2) приглашая посетителей.
Жители города, (3) школьники, (4) туристы, (5) гости узнают много интересного, (6) рассматривая экспонаты музея.
Слайд 31Укажите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения
Мел
всегда играл,(1) играет и будет играть исключительную роль в жизни
человека.
Не менее важно его влияние на историю человечества: (2) обладание меловыми запасами усиливало власть, (3)отсутствие таковых создавало огромную социальную напряженность.
Слайд 32Объясните пунктуацию в предложениях:
Выросший из небольшого города
мелодобытчиков,(1) преобразованного впоследствии в крепость,(2) город рос и становился зничительным
торговым центром, (3) был свидетелем набегов крымских татар, (4)революционных событий, (5)пережил тяготы гражданской и Великой Отечественной войн.
В Валуйках развивается сфера туризма, (6)уникальные водоёмы привлекают сотни тысяч отдыхающих,(7) желающих поправить своё здоровье,(8) но настоящую славу и гордость города составляют, (9)несомненно,(10) живущие в нём люди – трудолюбивые,(11) талантливые,(12) толерантные.
Слайд 34Задания В 6, В 7, В 13, В 14
Синтаксис сложного
предложения
Слайд 35Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложносочиненного предложения
12 апреля
–(1) день космонавтики.
Гагаринский старт был рассчитан на 10
запусков,(2) но с него уже стартовало более 400 ракет, (3) на борту которых находились люди, (4) дерзнувшие бросить вызов земному притяжению.
Корабль отрывается от земли,(5) и астронавты отправляются в путешествие на орбиту нашей планеты.
Слайд 37
Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной
связью
Если говорить про саму идею реактивного движения и
первую ракету, (1) то эта идея и её воплощение родились в Китае примерно во 2 веке н.э.
В 19 веке в России Н. Тихомиров вслед за К. Циолковским занимался изучением, (2) созданием реактивной ракеты.
В 1912 году,(3) когда он представил морскому министерству проект реактивной ракеты,(4) это стало прорывом.
Слайд 38Укажите цифры, обозначающие запятые между частями бессоюзного сложного предложения
К концу 2007 года в космосе побывали граждане 35 государств;
(1) только три страны (Россия, США и Китай) имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты.
108 космонавтов из России побывали на орбите, (2) более 300 астронавтов США изучали космическое пространство, (3) в последние десятилетия появились космические туристы.
Слайд 39Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными
Последовательное подчинение
Параллельное подчинение
Однородное соподчинение
Слайд 40Последовательное подчинение
Он продолжал смотреть в небо, вместо того, чтобы идти
в казармы, откуда слышались голоса.
[ = ],(что −=),(откуда−=)
Слайд 41Параллельное подчинение
Если бы между вымыслом и истиной удалось провести черту,
вышло бы, что часть людей эту черту переступила.
,
(если −),
[ − = ], (что = −)
Слайд 42Однородное подчинение
Помню, как ребёнком впервые привезла меня мама на свою
Родину, как текли слёзы по её счастливому лицу, как долго
молчали мы на пригорке с берёзами и ветер ласкал нас.
[ = ],(как = −),(как = − ), (как = − ) и (− = )
Слайд 43Определите вид подчинения
Из энциклопедии я узнал, что Коперник
был древним исследователем Земли, что С. Королев- конструктор и основатель
советской космонавтики.
Валентина Терешкова открыла путь к звёздам, так как стала первой женщиной- космонавтом, которой восхищались миллионы людей во всем мире.
Когда посещаешь музей космодрома Байконур, как бы становишься астронавтом, потому что видишь уникальные предметы космического быта: скафандры, пищу, космическое кресло.