Слайд 1Презентация к урокам русского языка в 10-11 классах на тему:
«Подготовка учащихся к написанию сочинения-рецензии»
Выполнил автор:
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка
и литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
г.Чита, Забайкальский край
Чита, 2016 г.
Слайд 2Чтение текста
Внимательно прочитать текст
Подчеркнуть ключевые слова в каждом
абзаце
Выписать ключевые слова в черновик
Определить тип, стиль текста
Слайд 3Лингвистический анализ текста
1 Чтение абзацев
2 Анализ ключевых фраз
3 Анализ
лексики, морфологии, синтаксиса, изобразительно-художественных средств
4 Назвать тему текста
5 Найти
проблему текста
Слайд 4Формулировка проблемы текста
Разные варианты начала сочинения
1 Проблемный или проблемные
вопросы
Что такое героизм?
Какого человека можно назвать героем?
Кто такой
герой?
Что такое настоящий и ложный героизм?
Слайд 5Формулировка проблемы текста
Разные варианты начала сочинения
Назывное предложение
Героизм...Героизм —
это мужество, отвага.
Герой. Герой — человек, совершивший подвиг.
Слайд 6Формулировка проблемы текста
Разные варианты начала сочинения
Цитирование
Из этого текста
Из
художественной литератруы
Афоризм
Пословица, поговорка
Слайд 7Предложения — клише
В этом предложении заключается проблема текста.
Проблема, поднятая
автором, актуальна …
Об этой интересной проблеме рассуждает автор текста.
Именно об
этом размышляет автор текста.
Проблемный вопрос, рассматриваемый в тексте, актуален и сегодня
Слайд 8Формулировка позиции автора
Авторская позиция -отношение автора к изображаемым явлениям,
событиям, героям и их поступкам.
Позиция автора — это вывод, к
которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Проблема- вопрос
Позиция автора — ответ на этот вопрос
Слайд 9Формулировка позиции автора
В этом абзаце обязательно должны быть ФАМИЛИЯ,
инициалы автора и словосочетание ПОЗИЦИЯ АВТОРА или АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ.
Позиция
автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Слайд 10Формулировка авторской позиции
Чтобы определить ее, нужно ответить на вопросы:
Что хотел сказать автор читателю, для чего он написал этот
текст?
Как автор оценивает описанную в тексте ситуацию?
Как бы вы описали автора? Это человек, убежденный в том, что ...
Слайд 11Речевые модули
Позиция автора этого текста довольно ясна
и раскрывается в следующем предложении: "цитата". В. Солоухин убежден: нужно
(формулируем сами).
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но подводит читателя к мысли о том, что (формулируем сами).
В. Солоухин озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что... В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.
С горечью (с восхищением) говоритВ.Солоухин о том, что (формулируем сами). В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.
Слайд 12Речевые констукции
Позиция атвора такова...
Автор считает, что...
Автор стремится донести до
читателя мысль о том, что...
Автор убеждает нас в том, что..
В
тексте доказывается мысль о том, что..
Слайд 13Источники:
Сайт «Онлайн - подготовка»http://www.ctege.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/formulirovka-pozitsii-avtora-v-sochinenii-po-russkomu-yazyiku-ege-zadanie-s1.html