Слайд 1Знакомство с ЕГЭ
по русскому языку
Глухова Татьяна Ивановна
Учитель
русского языка и литературы МОУ « СОШ № 1» г.
Электросталь
Слайд 2 ЕГЭ
Страшно? Нет! Интересно!
Слайд 4 Структура ЕГЭ
по русскому языку.
Е
Г
Э
Часть А
Задания с
выбором ответа
( А 1 – А 30)
Часть В
Задания с
кратким ответом.
( В1-В 8)
Часть С Задание
с развёрнутым
ответом
( сочинение_)
Слайд 5 Распределение заданий по уровню сложности
Слайд 7 Виды работы с
языковым материалом
А 2-А27
26 баллов
Работа с отобранным
языковым
материалом,
представленным
в виде отдельных слов,
словосочетаний или
предложений
Слайд 8.
А1, А 28-30,
В1-В 8
15 баллов
Работа с языковыми
явлениями,
представленными
в тексте
Виды работы с
языковым материалом
Слайд 9С 1
23 балла
Работа над
письменным
монологическим
высказыванием
Виды работы с
языковым
материалом
Слайд 12Задания типа А
A1
В каком слове верно выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук?
1) килОметр
2) кладОвая
3) отобралА
4) без инструктажА
Слайд 13А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1)более пятиста
человек
2) инженеры
3) наисложнейший
4) в день именин
Задания типа А
Слайд 14
А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Опасаясь, что среди русского
дворянства распространится мода на дуэли,
1) они были строжайше запрещены Петром
I.
2) по указу Петра I запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления.
3) вышел указ Петра I о запрещении поединков.
4) Пётр I запретил поединки специальным указом.
Задания типа А
Слайд 15
A12
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых пишется одна буква Н?
В первых картинах И.Н. Никитина
есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3
Задания типа А
Слайд 16Трудности ЕГЭ
А10 – характеристика предложений
А11 – Морфологический разбор и признаки
частей речи
Слайд 17Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЭТОМУ из предложения
Поэтому этот
вид грибов в настоящее время исключён из перечня съедобных грибов
Слайд 18Из предложения выпишите все прилагательные.
Мне кажется, герой его фильма
не способен на дурные поступки
Кроме того, даже в хаосе
можно найти положительные стороны,
поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка,
не сдерживаемые строгими нормами
Из предложения выпишите все
частицы.
Слайд 19 Трудности ЕГЭ
В1 – Способы образования слов
В4 – Типы
односоставных предложений
В5 – Обособленные члены предложения
В6 – типы придаточных предложений
и виды подчинения
Слайд 20Укажите способ образования слова ИЗМЕНЕНИЕ
Эта позиция заключается в том,
что для русского языка не страшны ни поток заимствований и
жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят.
В1
Слайд 21Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание .
В3. Мы
видим на экране дерево, нарисованное детской рукой, потом слышится звук
бензопилы.
Слайд 22Среди предложений 19–24 найдите сложные, в состав которых входят односоставные
безличные, и запишите их номера через запятую.
(19) Сказка учит добру
и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (20) Сказка рассказывает о неведомых странах, которые еще предстоит открыть. (21) Сказка открывает в тебе воображение, потому что его отсутствие может стать бедствием для людей и даже для страны. (22) Человек без воображения не способен понять чужую боль. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24) Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которого невозможно победить
В4 – Типы односоставных предложений
Слайд 23Среди предложений 24–29 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
В6(24) Что для трусливой души неизвестное ей
наглое существо может показаться страшным зверем, которого невозможно победить. (25) И сильный, но с трусливой душой теряет голову и терпит поражение. (26) И только Петушок, несмотря на свою малость, имея храброе сердце, побеждает Лису. (27) Но сказка и о торжестве справедливости, потому что маленький человек, которому читают сказку, должен быть твердо уверен – правда на земле существует. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. (29) И тогда в нем развивается чувство ужаса, он живет с ощущением враждебности мира.
Слайд 24
К1 постановка проблемы
К-2 комментарий к поставленной проблеме
К-3
выявление позиции автора
К-4 аргументация поставленной позиции
К-5
логичность изложения
К-6 выразительность речи
К-7 орфографические ошибки
К-8 пунктуационные ошибки
К-9 грамматические ошибки
К-10 речевые ошибки
К-11 этические ошибки
К-12 фактические ошибки и ошибки в фоновом материале
Критерии части «С»
Слайд 25Что такое проблема текста?
Проблема текста – это вопрос, над которым
размышляет автор.
Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В
чем смысл жизни?
Что такое красота?
Чем определяется формирование личности человека?
Проблемой может быть некоторое противоречие,
Конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь( проблема «отцов» и «детей»).
Слайд 26Типовые конструкции
Автор поднимает проблему…
Автор затрагивает важную проблему…
Автора текста волнует проблема…
Проблема,
которую хотел показать нам автор, такова…
Проблема, которую рассматривает автор, заключается
в
том,что…
Текст …заставил меня задуматься над проблемой…
Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель...
Проблема, поднимаемая…, – это…
Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и….
Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело-
века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор
Слайд 29Вопросы для выявления проблемы
Какой аспект жизни человека отражает данная
ситуация?
социальный – человек и общество;
политический – человек и государственная
власть,
экологический – человек и окружающая среда;
нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)
Какие аналогичные ситуации, случаи вам известны?
Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)
Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть
описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).
Слайд 30 Что понимается под словом «комментарий»
Комментарий - рассуждения, пояснительные замечания
по поводу чего-либо. (Большой толковый словарь русского языка под ред.
Д.Н. Ушакова.
Комментарий- 1-пояснения;
2- примечания;
3- толкование (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)
Слайд 31Требования к комментарию
1.Комментировать сформулированную проблему;
2. Уметь находить и пояснять смысловые
компоненты текста (проходить мыслительный путь, обратный авторскому, обозначая те стороны,
которые особенно заинтересовали автора)
Слайд 32Важно!
Уметь проанализировать что сказано и как сказано.
Увидеть мысли и чувства
автора, понять его замысел.
Грамотно изложить свои наблюдения.
!!! Комментарий всегда должен
опираться на прочитанный текст.
Слайд 35Комментарий отсутствует.
Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная.
Прокомментирована
только часть проблемы, поднятой автором.
Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием
исходного текста.
Проблема прокомментирована неточно или противоречиво.
Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента.
Комментарий заменяется пересказом.
Комментарий заменяется перечнем проблем.
Типичные ошибки
Слайд 36 Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме
или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той
или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
Что такое позиция автора?
Слайд 37В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей
идея текста и позиция
автора, как правило, выражаются прямо.
В текстах художественного
и художественно-публицистического
стилей
идея текста
и позиция автора, как правило, выражаются косвенно( в подтексте).
Позиция автора
Слайд 38Нельзя отождествлять «я» автора с «я» рассказчика. Рассказчик является посредником
между миром произведения, автором и читателем.
Он не всегда выражает авторское
мнение, более того, его взгляд на мир может резко отличаться от авторского.
Помните «Повествователей, высказывающихся от собственного, первого» лица, естественно называть рассказчиками. Рассказчик нередко является одновременно и персонажем произведения.
Важно!
Слайд 39 Позиция автора
- убеждает читателя в правоте своей позиции;
- пытается
найти в читателе единомышленника;
- ставит ряд нравственных вопросов; требующих
немедленного разрешения;
- пишет интересно и ново о старых проблемах;
- говорит с тревогой о наболевших проблемах;
- открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к…
Слайд 41Читательский опыт
Художественная
литература
Историческая
литература
Научно-
популярная
литература
Обращение к читательскому опыту – сильнейший
аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае,
если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.
Слайд 42 Композиция работы
Основная проблема
Комментарий
Позиция автора
Аргументация
Вывод
Слайд 43Композиция работы
Помните!
Основная
проблема
Позиция автора
КОММЕНТАРИЙ
Слайд 44 В создании презентации использованы КИМы по подготовке учащихся к
ЕГЭ и методические рекомендации для подготовки экспертов по проверке части
« С» ЕГЭ по русскому языку