Слайд 1Презентация к открытому уроку
русского языка в 3 классе.
(УМК «Гармония»)
ТЕМА:
«Поговорим
подробнее о роде и числе имён существительных и имён прилагательных.
Обобщение».
Учитель: Гончарова
Ольга Владимировна,
ГБОУ СОШ № 766 ВОУО ДО
города Москвы
Слайд 2Урок русского языка проводится на материале «Растения весной. Первоцветы» и
имеет непосредственную связь с темой по окружающему миру «Навстречу весне».
ЦЕЛИ
УРОКА:
развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в зависимости от рода и числа имён существительных, с которыми они связаны;
формировать устойчивый навык действия по алгоритму «Как узнать число, род, падеж имени прилагательного? Как не ошибиться в его окончании?»;
расширять знания детей о разнообразии растений, об окружающей действительности, о необходимости охраны растительного мира;
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
Слайд 3ОБОРУДОВАНИЕ:
рабочие тетради;
синие ручки;
зелёные ручки;
для
учащихся
простые карандаши;
линейки;
компьютер;
мультимедийный проектор; для учителя
презентация к уроку;
аудиозапись: П.И. Чайковский «Подснежник»
из цикла «Времена года»;
музыкальный центр.
Слайд 4Зеленоглаза, весела,
Девица - красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Листьям
- зелень,
Нам - тепло,
Волшебство,
Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы,
Песни петь
все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
ВЕСНА
Слайд 5Я всегда на бегу,
И везде пройти смогу.
Просочусь, прокрадусь,
Не удержишь, проберусь.
По
оврагам, по низинкам,
Меж берёзок и осинок.
Говорят, что я журчу,
А я,
песенки шепчу.
Я - Весне, первый дружок,
Зовусь весенний...
РУЧЕЁК
Слайд 6Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже
вошёл,
Значит, день уже пришёл.
В новый день он ключик
Яркий солнца …
ЛУЧИК
Слайд 7Напился из льдинки,
Раздвинул травинки,
Весенний волшебник,
Нежный…
ПОДСНЕЖНИК
Слайд 8Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …
ОДУВАНЧИК
Слайд 9Двенадцатое марта.
Классная работа.
Слайд 11Двенадцатое марта.
Классная работа.
Первый весенний цветок – нежный подснежник.
Слайд 12ЗАДАНИЕ: слово «подснежник» разобрать по составу.
- С помощью какой
части речи показано своеобразие цветка?
- Что такое имя прилагательное? Что
оно обозначает? На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- В чём оно зависит от имени существительного?
- Как узнать род и число имени прилагательного?
(На примере записанного предложения)
Слайд 13Ручейки бегут быстрее.
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад.
Заглянул к нам месяц
...
МАРТ
Слайд 14Мишка вылез из берлоги.
Грязь и лужи на дороге.
В небе жаворонка
трель…
В гости к нам пришёл ...
АПРЕЛЬ
Слайд 15Зеленеет даль полей.
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчёлы первые летят.
Гром
грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
МАЙ
Слайд 16Двенадцатое марта.
Классная работа.
Первый весенний цветок – нежный подснежник.
Март, апрель, май
- весенние месяцы.
Слайд 17ЗАДАНИЯ.
Найдите в этом предложении словарные слова. Выделите орфограммы.
2) Найдите имя
прилагательное. От какого имени существительного оно зависит? Определите число имени
прилагательного.
3) Сколько звуков и букв в слове «апрель»? Почему звуков меньше, чем букв. Выполни краткий звуко – буквенный разбор этого слова.
Апрель - …… слога, ….. букв, ……звуков, …… гласных, ….. согласных.
Слайд 18Двенадцатое марта.
Классная работа.
Первый весенний цветок – нежный подснежник.
Март, апрель, май
- весенние месяцы.
Поляны запестрели душистыми цветами.
Слайд 19Задание: устно дать характеристику предложения, подчеркнуть основу предложения и обозначить
части речи.
Слайд 22Пр…будил…сь в…сенние цв…точ?ки. Солнеч?ным днём на л…сной пр…талинке п……вил…сь ж…лтые
г…ло…ки мать – и – мачехи. Умыл…сь они талой в…дой
и з…сияли улы…кой в…сны. П…дн…л…сь (с) з…мли и расцв…ла нежная м…дуница. Тяну(тся) (ться) к со нцу м…хнатые ст…б…льки с розов… , фиолетов… , син…… цв…тами.
е
и
е
е
о
о
о
о
о
о
о
е
е
е
е
ё
е
е
е
я
и
в
и
а
б
ыми
ыми
ими
я
а
?
л
Слайд 23Задание в тетради.
Найти в тексте словосочетания им. сущ. +
им. прил., выделить окончания у имён прилагательных, обозначить число и
род.
- В каком случае род у имён прилагательных мы не указываем? Почему?
- О каких цветах рассказывается в тексте?
Как вы думаете, по жанру этот текст относится к текстам – повествованиям, описаниям или рассуждениям? Почему?
Для чего в речи нам нужны имена прилагательные?
Слайд 24Найдите в тексте и прочитайте описание мать – и –
мачехи.
А знаете ли вы почему у неё такое интересное
название? Листья у этого растения снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают и ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие, гладкие и холодные, словно руки злой мачехи.
Слайд 25Найдите в тексте и прочитайте описание медуницы.
Своё название она
получила за сладкий, медовый на вкус сок. Ещё её называют
«пахучей». Почему? Да, и запах у неё приятно сладковатый. Этим она очень привлекает к себе пчёл.
Душистая, ароматная
Подберите синонимы к слову «пахучая».
Слайд 26А эти цветы – ярко-голубые звёздочки. Они растут на полянах,
опушках, в перелесках. Поэтому и назвали растение ПЕРЕЛЕСКА.
Слайд 27Стоит подуть даже слабому ветерку, как закачаются на тоненьких стебельках
белые цветки. И название отсюда: ВЕТРЕНИЦА. Ох, и хитрая эта
ветреница. Стоит небу нахмуриться и собраться дождём, как цветы – снежинки закрываются. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают кивать головками лёгкому ветерку.
Слайд 28ХОХЛАТКА – маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветами, собранными в
густую кисть. Присмотришься, у каждого цветочка длинный вырост- шпорец, как
будто хохолок. Вот вам и название.
Слайд 29Ну, а самый храбрый из первоцветов, конечно же, ПОДСНЕЖНИК. Так
его ласково называют в народе. Настоящее его название ГАЛАНТУС. Многие
поэты посвящали ему свои стихи, и по праву! Поэт В. Иванов написал замечательные строки:
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку!
Слайд 30А древняя легенда рассказывает о нём: «…что будто бы, когда
Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег,
и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидела их Ева, повеселела, и появилась у неё надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник считают символом надежды…»
Слайд 31А в русском фольклоре мы встречаем такую легенду: «Однажды Старуха
– Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не
пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне…»
Слайд 32Пригрело апрельское солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на
поляне, под деревом, снег не растаял, а только проклюнулся в
одном месте.
И из этой луночки через день вырос цветок тонкий, простой, милый… Родился цветок под снегом, вот и назвали его подснежником.
Слайд 33Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу.
И это правильно. Почему называется книга «красная»? Ведь недаром говорится:
«Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, мы губим природу!»
Слайд 34Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или
срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!
Слайд 35- О чём говориться в этом стихотворении.
Если будем по –
настоящему заботиться о природе, то станем добрее.
Чтоб каждый человек не
на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.
- А как же быть с букетами? Ведь приятно получать цветы в подарок?!
Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, полях, в садах и парках цветут разнообразные растения.
Посмотрите на текст на доске, прочитайте его. В каком предложении заключена главная мысль следующего текста?
Слайд 36Первые цветы.
Я люблю родной край. Наступает ранняя
весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние
цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускает свои пышные головки.
Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.
Слайд 37Итог урока. Домашнее задание.
- Что нового и полезного вы узнали
для себя сегодня?
- О какой части речи мы говорили?
- Что
такое имя прилагательное?
- Для чего нужны имена прилагательные в речи?
- Какие правила мы повторяли?
- Какие виды разбора успели повторить?
- Домашнее задание вы получаете на листах с текстом «Первые цветы». Всем спасибо за работу на уроке.