Слайд 2Повелительное наклонение
глагола
Слайд 3Цели урока
Попробуйте сформулировать цели работы на сегодняшнем занятии (для себя
лично).
Слайд 4Цели урока
Научить отличать глаголы в форме повелительного наклонения от других
форм глагола.
Научить писать ь после шипящей в форме ед. и
мн. числа глаголов повелительного наклонения.
Научить отличать глаголы повелительного наклонения от глаголов в форме 3 лица ед. ч.
Развивать монологическую и диалогическую речь, обогащая словарный запас.
Слайд 5 Повелительное наклонение
глаголов.
Задачи урока:
▲- Глаголы повелительного наклонения
обозначают…
▲- Способы образования глаголов
повелительного наклонения.
▲- Буква Ь в глаголах повелительного
наклонения.
▲- Развитие речи.
Слайд 6
Словарная работа
указать, чем является фраза:
с/с или предложением.
Та_ли тени, увид_шь
небо, пове_ло(бы) холод_м, ре_ли ласточ_ки, услыш_ли(бы) шум, наде_лся на т_варища,
с_бака бы зала_ла, ра_кле_л об_явления.
Слайд 7Составьте из 2 простых предложений сложное.
Употребите в нем глаголы в
форме условного наклонения.
1) Пройдет теплый дождь. Появятся грибы в
лесу.
2) В случае затруднения в написании слов ты обращаешься к словарю. Твоя грамотность повышается.
Слайд 8Синтаксический разбор предложения.
Если бы и_следователи ок_зались на Марс_, то они
увид_ли бы (под) собой почву красно(бурого) цвета.
2
Слайд 9Тема урока
§ 85, стр. 206
Повелитель- человек, который приказывает.
Слайд 10Списать, расставить пропущенные знаки препинания.
1. Ребята слушайте внимательно объяснение учителя.
(Требование.)
2. Саша выполни пожалуйста мою просьбу. (Просьба.)
3. Николай Иванович расскажите
пожалуйста нам о себе.
4. Отмерь по линейке два сантиметра.
5. Спрячь меня яблонька.
Слайд 11
Выборочный диктант.
Выпишите глаголы в форме повелительного наклонения, определите их лицо
и число.
Баранкин мечтает: « Хорошо бы пожить хоть
один денёчек так, как живут счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтоб не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи!
В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только и слышу от Фокиной: «Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!»
В школе будь человеком! На улице будь человеком! Дома будь человеком! А отдыхать когда же? (По В. Медведеву)
Слайд 12
Выборочный диктант
Баранкин мечтает: « Хорошо бы пожить хоть один денёчек
вот так, как живут счастливые мураши, или воробьи, или бабочки,
только чтоб не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только и слышу от Фокиной: «Ой,, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!» В школе будь человеком! На улице будь человеком! Дома будь человеком! А отдыхать когда же? (По В. Медведеву)
Слайд 14Образуйте форму повелительного наклонения.
Слайд 15Образуйте форму повелительного наклонения.
Слайд 18ЗАПОМНИ!
ПОЗНАКОМЬ
ПОЗНАКО МЬ
ТЕ
СЯ
Слайд 21Запомни и говори правильно!
Беги - бегите
Ляг – лягте – прилягте
Клади
– кладите
Положи – положите
Поезжай - поезжайте
Слайд 22«Найди пару»
1.Пропусти мимо ушей а)успокойся
2.
Прикуси язык
б)не слушай
3. Держи язык за зубами в)не рассказывай
4. Возьми себя в руки г)замолчи
Слайд 23«Найди пару»
Пропусти мимо ушей
успокойся
Прикуси язык
не слушай
Держи язык за зубами не рассказывай
Возьми себя в руки замолчи
1-Б 2-Г 3-В 4-А
Слайд 24Выводы
Глаголы в повелительном наклонении обычно
употребляются в форме 2-го лица ед. и мн. ч.
;
не изменяются по временам;
образуются от основы наст. и буд. времени с помощью суффикса -и- или без суффикса;
в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе — окончание -те.
Слайд 25
Рефлексия.
Тест
1.Укажите глагол в изъявительном наклонении.
А)отдохните;
Б)отдохнёте;
В)думал бы;
2.Укажите
глагол в условном наклонении:
А)улыбается;
Б)собрался бы;
В)отправься;
Слайд 26Рефлексия.
Тест
3.Укажите глагол в повелительном наклонении:
А)тишь;
Б)учишь;
В)режь;
Слайд 27Взаимопроверка теста
Ответы:
1-б (отдохнёте)
2-б (собрался бы)
3-в (режь)
Слайд 28 ***
С благоговеньем прикасайся
К тому,
чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Слайд 29Прослушайте стихотворение В. Шефнера «Миг». Определите его основную мысль. Выпишите
глаголы в повелительном наклонении.
Не привыкайте к чудесам,—
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
Слайд 30
Орфографическая диктовка
Останьтесь дома, приготовьте обед, познакомьтесь с другом, не плачьте,
обжарьте хлеб, расставьте шахматы, отодвиньтесь от огня, лягте ровно, избавьте
от хлопот, увеличьте расстояние, представьте другу.
Слайд 31… мая.
Классная работа.
Различение -ИТЕ в повелительном наклонении и
-ИТЕ, -ЕТЕ
в изъявительном
Наклонении.
Слайд 32Кроссворд «Части речи»
с
у
щ
е
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
е
п
р
я
ж
е
н
и
е
к
л
о
н
е
н
и
е
ч
и
с
л
и
т
е
л
ь
н
о
е
а
г
о
л
а
г
р
е
ч
и
е
р
п
л
а
о
г
а
т
е
л
ь
н
и
е
м
и
о
т
е
с
е
м
1
1
4. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
и обозначает действие предмета.
По горизонтали 1. Часть речи, обозначает предмет.
4
7.
Указывает на предмет, признак или количество, не называя их.
5
5. Часть речи, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?
6
6. Обозначает признак предмета.
3. Часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок предметов при счёте.
7
По вертикали. 1. Изменение глагола по лицам и числам.
2. Изменение именной части речи по падежам.
2
3
Слайд 35Е или И?
Пиш_те быстро! Когда напиш_те, сдад_те тетради.
Вынес_те мусор!
Когда вынес_те, мож_те быть свободны.
Вытр_те доску! Когда вытр_те, мож_те
сесть на место.
Слайд 371. Спишите, обозначив в глаголах повелительного наклонения пропущенные орфограммы.
Ускор..те2, обе..печ..те, выч..ст..те2, отправ..те, ра..реж..те2, познаком..тесь, пр..готов..те, провер..те2, вытр..те.
Слайд 382. Е или И?
Крикн_те2 (пов. накл.) погромче! Если вы крикн_те2
(изъяв. накл.) погромче, то вас услышат.
Выйд_те2 (пов. накл.) через калитку.
Когда вы выйд_те2 (изъяв. накл.) через калитку, поверните2 направо.
Перед тем как ложиться спать, выгон_те2 (пов. накл.) всех мух. Когда выгон_те 2 (изъяв. накл.), закройте2 окно.
Вытр_те2 (пов. накл.) ноги. Когда вытр_те2 (изъяв. накл.) – проходите2 в дом.
Слайд 39Спишите, графически обозначив пропущенные орфограммы.
(Не)трон..те майск… жуч..ка.
За что его губить?
Росу
небес он п..ет с листка,
К цветку порха… от цветка:
Ему
недолго жить ...
(Не)трон..те майск… жуч..ка.
(Д. Минаев)
Обозначьте вид каждого предложения по цели высказывания.
3
т
Слайд 40Точно призрак ум..рающий,
На степи ковыль кача| |ся
(__________),
Смотр| | (__________) месяц дог..рающий,
Белой тучкой омрача|
| ся (__________).
И блуждают тени смутные
По пространству неоглядному,
И непроч..ные, минутные,
Что-то шепч| | (________) ветру жадному.
И мерцание мелькнувшее
И..чеза| | (_______) за туманами,
Утонувшее минувшее
Возника| | (_______) над курганами.
Месяц меркн| | (__________),
Омрача| |ся (___________),
Дог..рающий и тающий,
И, др..жа, ковыль кача| |ся (__________),
Точно призрак ум..рающий. (К. Бальмонт)
Слайд 41Запись текста
Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте2 и отпр_вляйтесь
на речку. На берегу выбер_те удобное местечко и раскин_те удочки.
Наб_ритесь2 терпения. Но вот удочка вздрогнула2. Не теряйте2 врем_ни2, а то рыба склюет наживу и остав_т вас с нос_м.
Слайд 42Послушайте советы, как надо себя вести. Эти советы даются в
книге «Мир детства». Подготовьтесь к пересказу текста.
Стремись свои мысли выражать
кратко, точно и понятно, избегай пустословий, повторения одного и того же.
Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно. Избегай ненужных слов: «знаете», «понимаете», «так вот», «значит». Не употребляй грубых слов и выражений.
Уважай своего собеседника, смотри на того, с кем говоришь. Недопустимо во время разговора оглядываться по сторонам, отворачиваться, выражать свое нетерпение поглядыванием на часы.
Не говори быстро и с излишней горячностью. Не старайся перекричать собеседника. Если он говорит громко, ты говори тихо, тогда собеседник тоже перестанет кричать.