Слайд 1 Повторение изученного по теме «Глагол»
Зверева Марина Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
Филиал МОУ СОШ п. Пашково в с.Морсово
Слайд 2В ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ВЫ ДОЛЖНЫ:
ЗНАТЬ:
- ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
ГЛАГОЛА КАК ЧАСТИ РЕЧИ, ЕГО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ;
- НАКЛОНЕНИЕ
ГЛАГОЛОВ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ, УПОТРЕБЛЕНИЕ;
- БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЯ.
УМЕТЬ:
-ОПРЕДЕЛЯТЬ ВИД ГЛАГОЛА;
-ОБРАЗОВЫВАТЬ И УПОТРЕБЛЯТЬ ФОРМЫ ТРЁХ НАКЛОНЕНИЙ;
- ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ ОКОНЧАНИЯ И СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ;
-НАХОДИТЬ БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ИХ ЗНАЧЕНИЕ.
УВИДЕТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ;
СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ, УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ, РАЗВИВАТЬ НАВЫК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ.
УЭ-0 Цели и задачи урока:
Слайд 3
УЭ-1
Повторить признаки глагола как
самостоятельной части речи.
Составьте алгоритм, по которому
можно отличить глагол от других частей речи.
Слайд 4Алгоритм.
1.Каково лексическое значение слова и на какой вопрос оно отвечает?
2.Каковы
морфологические признаки этого слова?
3.Синтаксическая роль.
Слайд 5Работа с текстом.
Используйте алгоритм при выявлении глагола в
тексте.
Белки.
В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка развесила белка сушить грибы. В лесных кладовых прячет отборные орехи.
Поздней осенью переменит белка своё красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине ёлки устроила белка гнездо. Там она воспитывает бельчат, а зимой спасается от морозов. Самый весёлый зверёк в наших лесах – это белка.
Слайд 6
Задание:
1. Из первого предложения выпишите глагол и произведите его морфологический
разбор.
2.Выпишите остальные глаголы и объясните их правописание.
3.Назовите виды орфограмм, не
встреченных в данном тексте
Слайд 7Ключ №1
Хлопочут (белки)-глагол, т.к. обозначает действие предмета и отвечает на
вопрос что делают?
Инфинитив – хлопотать,
Это слово имеет следующие морфологические признаки:
несов.в, неперех.,невозв. I спр., изъяв. накл., наст. вр., мн.ч.
В предложении является сказуемым, следовательно, это слово относится к самостоятельной части речи - глаголу
Слайд 8Ключ №2
2.Поднимутся, перемахнут, спускаются, развесила сушить, прячет, переменит, устроила, воспитывает,
спасается.
Слайд 9 Определите синтаксическую роль глагола в предложениях:
Мы пришли посмотреть на
котят.
2. Читать новые книги – великое удовольствие.
3. Раздалась команда
поднять паруса.
Слайд 10КЛЮЧ №4
Мы пришли посмотреть на котят.
Читать новые книги – великое
удовольствие.
Раздалась команда поднять паруса.
Слайд 11УЭ-2.
Уметь определять вид глаголов
Подсказка
Вид глагола
Несовершенный вид:
что делать?
Что делал? Что делаю?
Совершенный вид:
Что сделать? Что сделал? Что сделаю?
Слайд 12
Вставьте пропущенные буквы и запятые. Подчеркните глаголы, обозначьте их вид.
Дом царевна об…шла Зат…пила жарко печку
Всё
п…рядком убрала На полати вз…бралась
Засв…тила Богу свечку И тихонько ул…глась
сов.
сов.
Дом царевна обошла, Затопила жарко печку,
сов. сов.
Всё порядком убрала, На полати взобралась
сов. сов.
Засветила Богу свечку, И тихонько улеглась.
Слайд 14УЭ-3
Цель: Знать наклонения глагола и их грамматические значения,
употребление.
Слайд 15Опираясь на таблицу, расскажите о наклонениях глагола.
Слайд 16Задания:
1. Глагол РИСОВАТЬ используйте в предложениях, употребив его в разных
наклонениях.
2. Глаголы из данных словосочетаний внесите в таблицу наклонений глагола:
Поставьте
стул, отправился бы в путешествие, прощу ошибку, посмотрите по сторонам, признался в ошибке, протрите окно, гуляете по тропинке.
Слайд 17Произведите морфемный разбор глаголов:
Говорите тихо - когда вы
говорите,
Выберите слова - когда выберете книгу,
Пишите красиво -
когда вы пишете.
Слайд 18Ключ №5
Говорите тихо - когда вы говорите
Выберите слова
- когда выберете книгу
Пишите красиво - когда вы
пишете.
Слайд 19 Словарный диктант.
Не просмотришь, докажешь, смажьте, собираешься, гонишь, простишься, рассмотрел,
легко дышится, ненавидеть, не хватает, не был, недостаёт времени, не
достаёт до потолка.
Слайд 20Замените одним словом:
Наведите справку –
Сделайте приготовления –
Не заводите споров
–
Дайте заглавие пьесе -
Слайд 21Ключ №6
Справьтесь
Приготовьте
Не спорьте
Озаглавьте
Слайд 22УЭ-4
Цель : знать особенности безличных глаголов, уметь употреблять их в
речи. Особенности предложений с безличными глаголами.
Составьте алгоритм, ответив на
вопросы:
1.Каково значение безличных вопросов?
2. В какой форме употребляются?
Безличный глагол
Действие без лица
нет подлежащего
изъявительное условное инфинитив
наклонение наклонение
наст. и буд. вр.,
3-е л., ед.ч. Прош.вр.,
ср.р, ед.ч
рр
Слайд 24
Сравните предложения, подчеркните глаголы-сказуемые.
Светит месяц. День меркнет. Светает.
Смеркается.
Слайд 25Прочитайте текст. Подчеркните грамматические основы.
С каждым годом рассветает всё раньше.
От земли ещё веет свежестью. Ночами подмораживает. Лужицы затягивает тонким
ледком. Весенней порой легко дышится. Хочется больше бывать на природе.
Слайд 26КЛЮЧ №7
С каждым годом рассветает всё раньше. От земли ещё
веет свежестью. Ночами подмораживает. Лужицы затягивает тонким ледком. Весенней порой
легко дышится. Хочется больше бывать на природе.
Слайд 27Запомните!
Глаголы, называющие действие, которое протекает само по себе, без действующего
лица, называются безличными.
Обычно они обозначают состояние природы или живого человека.
Морозит.
Темнеет. Вьюжит. Знобит. Лихорадит.
Не спится.
Слайд 28Замени личные глаголы безличными.
1.Ветер гнал листву.
2.Дождь смыл грязь.
3.Мокрый снег залепил
окна.
4.Молния слепит глаза.
5.Ветер намёл сугробы.
6.Гром оглушил всех.
Слайд 29УЭ-5
Цель: знать глагольные суффиксы, уметь делать словообразовательный и морфемный разбор
глагола.
Слайд 31 Составьте слова, используя данные схемы и корни слов:
а ть
Корни:
е ть блист-, дрог-,
ну ть -зир-, -един-, блест-
пре а ть
Раз я ть
Слайд 32КЛЮЧ 8
Блистать
Блестеть
Дрогнуть
Презирать
Разъединять
Слайд 33УЭ-6
Подведение итогов урока. Самооценка.
1.Прочитайте цели урока. УЭ – 0
2.Как вы
считаете, достигнуты ли цели урока Вами?
3.Как бы вы оценили результаты
своей работы на уроке? Почему?