Слайд 1Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
Басюк Наталии
Сергеевны
ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛА
«ЛЕКСИКА»
ПО УЧЕБНИКУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ
М.М.РАЗУМОВСКОЙ
Слайд 2
Обогащение словарного запаса учащихся
Развитие речи учащихся
Развитие интереса к познавательной
деятельности
Воспитание любви к знаниям, предмету
Развитие навыков лингвистического анализа
Усвоение изученного материала
Воспитание
потребности пользоваться словарем
Слайд 3 умение толковать лексическое значение слова разными способами;
способность опознавать
лексические единицы (синонимы, антонимы, многозначные слова) и точно, уместно употреблять
их в речи;
умение замечать лексическую ошибку в тексте, объяснять её причину и исправлять;
умелое пользование лексическими словарями разного типа;
способность найти в художественном тексте лексические средства выразительности.
Слайд 41. Изучение слова и его лексического значения.
2. Изучение однозначных и
многозначных слов.
3. Изучение прямого и переносного значения слова.
4. Изучение омонимов.
5.
Изучение профессиональных и диалектных слов.
6. Использованная литература.
Слайд 5Толковый словарь.
Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.
Например:
Ботаника-
и,ж.Наука о растениях.
Благовоспитанный- ая,ое,(устар.).Умеющий хорошо держать себя в обществе.
Слайд 6Это интересно…
Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч
слов. Все они «хранятся» в словарях. Созданием словарей занимаются лексикографы.
Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые.
Слайд 7Энциклопедические словари.
Если вы хотите узнать о разных
странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы,
вам хочется узнать о других планетах, истории цивилизаций - обращайтесь к энциклопедическим словарям.
Слайд 8Языковые словари.
орфографические
толковые
фразеологические
словари синонимов, антонимов
словари омонимов
словообразователь-ные
Слайд 9§ 32. «Как определить лексическое значение слова».
Теория.
Работа со
словарём.
Игротека.
Слайд 104 способа толкования лексического значения слова:
1.Краткое толкование в словаре.
2.Подбор синонимов.
3.Подбор
однокоренных слов.
4.Рисунок.
Слайд 11Антракт
Как узнать значение этого слова?
Угадайте, какие слова пропущены
в следующих
строках, запишите их.
На время что-то прекратив,
Мы объявляем
,
Если мы устали слишком,-
То дают нам .
После урока непременно
Звонит звонок на .
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Называется .
перерыв
передышку
перемену
антракт
Слайд 12Теперь понятно значение слова антракт.
-Какой способ толкования лексического значения использовали?
Слайд 13Работа со словарём синонимов.
В учебнике:
упражнения 235,237,238.
Слайд 14Что обозначают слова?
За-пе-ть - «начать» петь,
Зелен-оватый -«слегка» зелёный,
Контрол-ёр -
«тот,кто…» контролирует,
Дом-ищ-е - «огромный» дом.
Слайд 15Рисунки – один из способов определения лексического значения слова
сечка
корыто
Слайд 16§ 33. «Сколько лексических значений имеет слово?»
Теория.
Работа со словарём.
Игротека.
Слайд 17Многие слова языка могут иметь не одно,а два,три и больше
значений.
имеют одно
имеют два и более
лексическое значение лексических значений
слова
однозначные
многозначные
Слайд 18Перенос названия осуществляется на основе разных признаков и свойств.
1.орган ротовой полости человека и животных;
2.этот же орган человека, который при помощи Язык которого он передаёт свои мысли;
3. средство общения;
4.разновидность речи;
5.пленный,от которого можно получить нужные сведения;
6.металлический стержень в колоколе.
Слайд 19Наш помощник - толковый словарь.
В толковом словаре мы можем узнать,
является ли слово однозначным или многозначным. Разные лексические значения многозначного
слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд.
Слайд 20Например:
Аршин-мера длинны,равная 71 см.
Локоть-1.Место сгиба руки, где соединяется плечевая
кость с костями предплечья.
2.Мера длины, равная расстоянию
от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.
Слайд 21«Угадай-ка»
Не жалейте пятачка,-
Говорит корова.-
Вы купите молочка
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
-Нам
по целой кружке!
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
1.Какое значение имеет слово пятачок?
2.Чем
похожи пятачок-монета и пятачок-поросёнок?
3.На какой вопрос отвечает слово пятачок? (упр.252)
Слайд 22Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки
и действия предмета.
Отгадай загадку:
Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а
слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.
Слайд 23§ 34. «Когда слово употребляется в переносном значении».
-Теория.
-Работа со словарём.
-Игротека.
Слайд 24Лексическое значение слова
прямо указывает
переносит наименова-
на предмет
ние предмета на другой предмет
прямое
переносное
Слайд 25Назовите прямое и переносное значение слова железный.
железные гвозди
железное здоровье
Слайд 26Нередко действия людей приписывают неживым предметам, например: говорят
Ветер уснул ,т.е.
затих, замер. О ветре сказано как о человеке.(упр.255)
Осень.
Облетели листья с клёнов: -Найдите слова в перенос-
Клён от холода дрожит ном значении?
На дорожке у балкона
Золотой ковёр лежит.
Ставит дождь на окна точки.
А по крышам без конца
Барабанят молоточки
Лужи зябнут у крыльца.
Слайд 27Художественные средства выразительности
метафоры олицетворения эпитеты
Слайд 28Метафора (греч. «метафора- «перенос»)-перенос названия с одного предмета на другой
на основе их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать
ёмкий образ.
Метафору легко переделать в сравнение.
Туча комаров (комары как туча).
Стеклянный лёд (лёд как стекло).
Слайд 29Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
-Спит земля
в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов)
-Звезда с звездою говорит.(М.Ю.Лермонтов)
Олицетворение используются при описании
явлений природы, окружающих человека вещей.
Упражнение 259.
Найдите олицетворения, выпишите их.
Слайд 30Эпитет (от греч. «эпитет»-приложение)-образное определение предмета или дей-ствия.Чаще всего эпитеты-красочные
определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на
другие, выделить их.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком.(С.Есенин)
Упражнение 260 (выписать эпитеты).
Слайд 31Наш помощник - Толковый словарь.
В толковом словаре указывается не только
прямое , но и переносное значение слов.
Например:
Огонёк - 1.Маленький огонь.
Слабый огонёк.
2.Перен.Увлечение. Работать с огоньком.
Слайд 32§ 40. «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы».
-Теория .
-Работа со
словарём.
-Это интересно.
-Игротека.
Слайд 33Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно
разные по значению.
Например:
ключ (от дверей) ;
мир(вселенная);
ключ (родник). мир (спокойствие).
Слайд 34Отличие омонимов от многозначных слов.
Омонимы в отличие от многозначных слов
представляют собой совершенно разные слова, т.к. обозначают совершенно разные предметы,
признаки, действия.
коса (причёска),
коса (сельскохозяйственное орудие);
коса (песчаная отмель)
Слайд 35Это интересно.
Разновидности омонимов
Омоформы
омофоны
три (глагол),
слизать-слезать,
три (числ.); вести-везти,
мой (мест.), гриб-грипп
мой (глагол); одинаково произносятся,
т.е. одинаковые по но пишутся по-разному.
звучанию и написанию,
но принадлежат к разным
частям речи.
Слайд 36Найдите омонимы. Что означают эти слова?
Мы сражаться стали
На траве лежит роса,-
В
ход пустили шашки, Косит травушку коса.
Шашки не из стали, У меня один вопрос:
Мы играем в шашки. Сколько есть на свете кос?
(Я.Козловский).
Слайд 37Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
Какую ноту не кладут в суп?
Из
какого крана нельзя брать воду?
Какой лук не кладут в суп?
Слайд 38§ 41. «Что такое профессиональные слова и диалектные слова?»
-Теория.
-Работа со
словарём.
-Игротека.
Слайд 39
профессиональные слова диалектные слова
употребляются
используются лишь на той
только специалистами или иной территории.
т.е. людьми определённой
профессии.
Малоупотребительная лексика
Слайд 40Догадайтесь, о какой профессии идёт речь?
Молодняк, землемеры, сотка(мера земли)-
лесное
хозяйство.
Кредит, ссуда, займ –
банковская сфера.
Склероз, шприц, ангина, грипп, кариес -
медицинская сфера.
Слайд 411. Какими общеупотребительными словами можно заменить диалектные слова?
Вытиральник,рукотельник,рукотёрок.
Какие особенности
помогли понять их лексическое значение?
2.Данные слова дают качественную характеристику
человеку.О каких людях так говорят?Как вы догадались?
Востряга, бойкуха, треплушка, забытоха, выпышница.
Слайд 42Мониторинг изучения
раздела «Лексика»
Слайд 44Список литературы.
1. Н.Н.Ушаков. «Внеклассные занятия по русскому языку».Пособие для учителя.,
М., «Просвещение»,1971 г.
2. З.Г.Александрова. «Занимательный русский язык». С.-П.,1997 г.
3.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М.Разумовской. Дрофа, Москва, 2002.
4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М.Разумовской. Просвещение, Москва, 2003.