Разделы презентаций


Лексические единицы: синонимы, антонимы, многозначные слова

Содержание

Обогащение словарного запаса учащихсяРазвитие речи учащихся Развитие интереса к познавательной деятельностиВоспитание любви к знаниям, предметуРазвитие навыков лингвистического анализаУсвоение изученного материалаВоспитание потребности пользоваться словарем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Из опыта работы учителя русского языка и литературы Басюк Наталии

Сергеевны
ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛА
«ЛЕКСИКА»
ПО УЧЕБНИКУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ
М.М.РАЗУМОВСКОЙ

Из опыта работы  учителя русского языка и литературы  Басюк Наталии СергеевныИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА»ПО УЧЕБНИКУ ПОД

Слайд 2
Обогащение словарного запаса учащихся

Развитие речи учащихся




Развитие интереса к познавательной

деятельности


Воспитание любви к знаниям, предмету

Развитие навыков лингвистического анализа
Усвоение изученного материала
Воспитание

потребности пользоваться словарем
Обогащение словарного запаса учащихсяРазвитие речи учащихся Развитие интереса к познавательной деятельностиВоспитание любви к знаниям, предметуРазвитие навыков лингвистического

Слайд 3 умение толковать лексическое значение слова разными способами;
способность опознавать

лексические единицы (синонимы, антонимы, многозначные слова) и точно, уместно употреблять

их в речи;
умение замечать лексическую ошибку в тексте, объяснять её причину и исправлять;
умелое пользование лексическими словарями разного типа;
способность найти в художественном тексте лексические средства выразительности.
умение толковать лексическое значение слова разными способами; способность опознавать лексические единицы (синонимы, антонимы, многозначные слова) и

Слайд 41. Изучение слова и его лексического значения. 2. Изучение однозначных и

многозначных слов. 3. Изучение прямого и переносного значения слова. 4. Изучение омонимов. 5.

Изучение профессиональных и диалектных слов. 6. Использованная литература.
1. Изучение слова и его лексического значения. 2. Изучение однозначных и многозначных слов. 3. Изучение прямого и

Слайд 5Толковый словарь.
Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.

Например:
Ботаника-

и,ж.Наука о растениях.
Благовоспитанный- ая,ое,(устар.).Умеющий хорошо держать себя в обществе.

Толковый словарь.Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.	Например:Ботаника- и,ж.Наука о растениях.Благовоспитанный- ая,ое,(устар.).Умеющий хорошо держать себя

Слайд 6Это интересно…
Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч

слов. Все они «хранятся» в словарях. Созданием словарей занимаются лексикографы.

Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые.
Это интересно…Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Созданием

Слайд 7Энциклопедические словари.
Если вы хотите узнать о разных

странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы,

вам хочется узнать о других планетах, истории цивилизаций - обращайтесь к энциклопедическим словарям.
Энциклопедические словари.   Если вы хотите узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас

Слайд 8Языковые словари.
орфографические
толковые
фразеологические
словари синонимов, антонимов
словари омонимов
словообразователь-ные

Языковые словари.орфографическиетолковыефразеологическиесловари синонимов, антонимовсловари омонимовсловообразователь-ные

Слайд 9§ 32. «Как определить лексическое значение слова».
Теория.
Работа со

словарём.
Игротека.

§ 32.   «Как определить лексическое значение слова».		Теория.		Работа со словарём.		Игротека.

Слайд 104 способа толкования лексического значения слова:
1.Краткое толкование в словаре.
2.Подбор синонимов.
3.Подбор

однокоренных слов.
4.Рисунок.

4 способа толкования лексического значения слова:1.Краткое толкование в словаре.2.Подбор синонимов.3.Подбор однокоренных слов.4.Рисунок.

Слайд 11Антракт
Как узнать значение этого слова?
Угадайте, какие слова пропущены
в следующих

строках, запишите их.


На время что-то прекратив,
Мы объявляем

,
Если мы устали слишком,-
То дают нам .

После урока непременно
Звонит звонок на .
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Называется .

перерыв

передышку

перемену

антракт

АнтрактКак узнать значение этого слова?Угадайте, какие слова пропущены в следующих строках, запишите их.На время что-то прекратив,Мы объявляем

Слайд 12Теперь понятно значение слова антракт.
-Какой способ толкования лексического значения использовали?

Теперь понятно значение слова антракт.-Какой способ толкования лексического значения использовали?

Слайд 13Работа со словарём синонимов.
В учебнике:
упражнения 235,237,238.

Работа со словарём синонимов.В учебнике:   упражнения 235,237,238.

Слайд 14Что обозначают слова?

За-пе-ть - «начать» петь,
Зелен-оватый -«слегка» зелёный,
Контрол-ёр -

«тот,кто…» контролирует,
Дом-ищ-е - «огромный» дом.

Что обозначают слова?За-пе-ть -	 «начать» петь,Зелен-оватый -«слегка» зелёный,Контрол-ёр - 	 «тот,кто…» контролирует,Дом-ищ-е - 	 «огромный» дом.

Слайд 15Рисунки – один из способов определения лексического значения слова
сечка
корыто

Рисунки – один из способов определения лексического значения словасечкакорыто

Слайд 16§ 33. «Сколько лексических значений имеет слово?»
Теория.
Работа со словарём.
Игротека.

§ 33. «Сколько лексических значений имеет слово?» 		Теория.		Работа со словарём.		Игротека.

Слайд 17Многие слова языка могут иметь не одно,а два,три и больше

значений.





имеют одно

имеют два и более
лексическое значение лексических значений

слова

однозначные

многозначные

Многие слова языка могут иметь не одно,а два,три и больше значений.

Слайд 18Перенос названия осуществляется на основе разных признаков и свойств.

1.орган ротовой полости человека и животных;
2.этот же орган человека, который при помощи Язык которого он передаёт свои мысли;
3. средство общения;
4.разновидность речи;
5.пленный,от которого можно получить нужные сведения;
6.металлический стержень в колоколе.


Перенос названия осуществляется на основе разных признаков и свойств.

Слайд 19Наш помощник - толковый словарь.
В толковом словаре мы можем узнать,

является ли слово однозначным или многозначным. Разные лексические значения многозначного

слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд.
Наш помощник - толковый словарь.В толковом словаре мы можем узнать, является ли слово однозначным или многозначным. Разные

Слайд 20Например:
Аршин-мера длинны,равная 71 см.

Локоть-1.Место сгиба руки, где соединяется плечевая

кость с костями предплечья.
2.Мера длины, равная расстоянию

от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.
Например:Аршин-мера длинны,равная 71 см.Локоть-1.Место сгиба руки, где соединяется  плечевая кость с костями предплечья.		 	  2.Мера

Слайд 21«Угадай-ка»
Не жалейте пятачка,-
Говорит корова.-
Вы купите молочка
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
-Нам

по целой кружке!
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
1.Какое значение имеет слово пятачок?
2.Чем

похожи пятачок-монета и пятачок-поросёнок?
3.На какой вопрос отвечает слово пятачок? (упр.252)
«Угадай-ка»Не жалейте пятачка,-Говорит корова.-Вы купите молочкаВкусного, парного!Поросята тут как тут:-Нам по целой кружке!Пятачки свои суютМаленькие хрюшки…1.Какое значение

Слайд 22Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки

и действия предмета.
Отгадай загадку:
Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а

слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.
Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.Отгадай загадку:		Не сердятся, а усами

Слайд 23§ 34. «Когда слово употребляется в переносном значении».
-Теория.
-Работа со словарём.
-Игротека.

§ 34. «Когда слово употребляется в переносном значении».		-Теория.		-Работа со словарём.		-Игротека.

Слайд 24Лексическое значение слова



прямо указывает

переносит наименова-
на предмет

ние предмета на другой предмет

прямое

переносное

Лексическое значение словапрямо указывает             переносит

Слайд 25Назовите прямое и переносное значение слова железный.
железные гвозди
железное здоровье

Назовите прямое и переносное значение слова железный.железные гвоздижелезное здоровье

Слайд 26Нередко действия людей приписывают неживым предметам, например: говорят
Ветер уснул ,т.е.

затих, замер. О ветре сказано как о человеке.(упр.255)


Осень.
Облетели листья с клёнов: -Найдите слова в перенос-
Клён от холода дрожит ном значении?
На дорожке у балкона
Золотой ковёр лежит.
Ставит дождь на окна точки.
А по крышам без конца
Барабанят молоточки
Лужи зябнут у крыльца.
Нередко действия людей приписывают неживым предметам, например: говорят Ветер уснул ,т.е. затих, замер. О ветре сказано как

Слайд 27Художественные средства выразительности
метафоры олицетворения эпитеты


Художественные средства выразительностиметафоры  олицетворения   эпитеты

Слайд 28Метафора (греч. «метафора- «перенос»)-перенос названия с одного предмета на другой

на основе их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать

ёмкий образ.
Метафору легко переделать в сравнение.

Туча комаров (комары как туча).
Стеклянный лёд (лёд как стекло).
Метафора (греч. «метафора- «перенос»)-перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства. Метафора позволяет в

Слайд 29Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
-Спит земля

в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов)
-Звезда с звездою говорит.(М.Ю.Лермонтов)

Олицетворение используются при описании

явлений природы, окружающих человека вещей.
Упражнение 259.
Найдите олицетворения, выпишите их.
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.-Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов)-Звезда с звездою говорит.(М.Ю.Лермонтов)Олицетворение

Слайд 30Эпитет (от греч. «эпитет»-приложение)-образное определение предмета или дей-ствия.Чаще всего эпитеты-красочные

определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на

другие, выделить их.

Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком.(С.Есенин)
Упражнение 260 (выписать эпитеты).
Эпитет (от греч. «эпитет»-приложение)-образное определение предмета или дей-ствия.Чаще всего эпитеты-красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать

Слайд 31Наш помощник - Толковый словарь.
В толковом словаре указывается не только

прямое , но и переносное значение слов.
Например:
Огонёк - 1.Маленький огонь.

Слабый огонёк.
2.Перен.Увлечение. Работать с огоньком.
Наш помощник - Толковый словарь.В толковом словаре указывается не только прямое , но и переносное значение слов.Например:Огонёк

Слайд 32§ 40. «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы».

-Теория .
-Работа со

словарём.
-Это интересно.
-Игротека.
§ 40. «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы».     -Теория .

Слайд 33Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно

разные по значению.
Например:
ключ (от дверей) ;

мир(вселенная);
ключ (родник). мир (спокойствие).
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.Например:ключ (от дверей) ;

Слайд 34Отличие омонимов от многозначных слов.
Омонимы в отличие от многозначных слов

представляют собой совершенно разные слова, т.к. обозначают совершенно разные предметы,

признаки, действия.
коса (причёска),
коса (сельскохозяйственное орудие);
коса (песчаная отмель)
Отличие омонимов от многозначных слов.Омонимы в отличие от многозначных слов представляют собой совершенно разные слова, т.к. обозначают

Слайд 35Это интересно.
Разновидности омонимов
Омоформы

омофоны
три (глагол),

слизать-слезать,
три (числ.); вести-везти,
мой (мест.), гриб-грипп
мой (глагол); одинаково произносятся,
т.е. одинаковые по но пишутся по-разному.
звучанию и написанию,
но принадлежат к разным
частям речи.
Это интересно.Разновидности омонимов   Омоформы

Слайд 36Найдите омонимы. Что означают эти слова?
Мы сражаться стали

На траве лежит роса,-
В

ход пустили шашки, Косит травушку коса.
Шашки не из стали, У меня один вопрос:
Мы играем в шашки. Сколько есть на свете кос?
(Я.Козловский).

Найдите омонимы. Что означают эти слова?Мы сражаться стали         На

Слайд 37Каким ключом нельзя отвернуть гайку?


Какую ноту не кладут в суп?


Из

какого крана нельзя брать воду?


Какой лук не кладут в суп?

Каким ключом нельзя отвернуть гайку?Какую ноту не кладут в суп?Из какого крана нельзя брать воду?Какой лук не

Слайд 38§ 41. «Что такое профессиональные слова и диалектные слова?»
-Теория.
-Работа со

словарём.
-Игротека.

§ 41. «Что такое профессиональные слова и диалектные слова?»		-Теория.		-Работа со словарём.		-Игротека.

Слайд 39

профессиональные слова диалектные слова
употребляются

используются лишь на той
только специалистами или иной территории.
т.е. людьми определённой
профессии.

Малоупотребительная лексика

профессиональные слова     диалектные словаупотребляются

Слайд 40Догадайтесь, о какой профессии идёт речь?
Молодняк, землемеры, сотка(мера земли)-
лесное

хозяйство.



Кредит, ссуда, займ –
банковская сфера.

Склероз, шприц, ангина, грипп, кариес -
медицинская сфера.
Догадайтесь, о какой профессии идёт  речь?Молодняк, землемеры, сотка(мера земли)-лесное хозяйство.

Слайд 411. Какими общеупотребительными словами можно заменить диалектные слова?
Вытиральник,рукотельник,рукотёрок.
Какие особенности

помогли понять их лексическое значение?

2.Данные слова дают качественную характеристику

человеку.О каких людях так говорят?Как вы догадались?
Востряга, бойкуха, треплушка, забытоха, выпышница.
1. Какими общеупотребительными словами можно заменить диалектные слова?	Вытиральник,рукотельник,рукотёрок. Какие особенности помогли понять их лексическое значение? 2.Данные слова

Слайд 42Мониторинг изучения раздела «Лексика»

Мониторинг изучения  раздела «Лексика»

Слайд 43«Употребление в речи…»

«Употребление в речи…»

Слайд 44Список литературы.
1. Н.Н.Ушаков. «Внеклассные занятия по русскому языку».Пособие для учителя.,

М., «Просвещение»,1971 г.
2. З.Г.Александрова. «Занимательный русский язык». С.-П.,1997 г.
3.

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М.Разумовской. Дрофа, Москва, 2002.
4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М.Разумовской. Просвещение, Москва, 2003.
Список литературы.1. Н.Н.Ушаков. «Внеклассные занятия по русскому языку».Пособие для учителя., М., «Просвещение»,1971 г. 2. З.Г.Александрова. «Занимательный русский

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика