Разделы презентаций


Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии

Содержание

Орфографическая грамотностьВыступает составной частью общей языковой культуры человекаОбеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии
Из опыта

работы учителя начальных классов МОУ Мамонтовской средней общеобразовательной школы №1
Ивановой

Ю. В.
Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографииИз опыта работы учителя начальных классов МОУ Мамонтовской средней

Слайд 2Орфографическая грамотность
Выступает составной частью общей языковой культуры человека
Обеспечивает точность выражения

мысли и взаимопонимание при письменном общении

Орфографическая грамотностьВыступает составной частью общей языковой культуры человекаОбеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении

Слайд 3Орфографический навык
автоматизированное «правилосообразное» действие, предполагающее знание орфографических правил и умение

применять их в процессе письма.

Орфографический навыкавтоматизированное «правилосообразное» действие, предполагающее знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма.

Слайд 4Теоретические вопросы
лингвистические основы правописания
структура орфографического действия

Теоретические вопросылингвистические основы правописания структура орфографического действия

Слайд 5Принципы русской орфографии
Морфологический
Фонематический
Фонетический
Традиционно-исторический
Дифференцирующие написания

Принципы русской орфографииМорфологическийФонематический ФонетическийТрадиционно-историческийДифференцирующие написания

Слайд 6Морфологический принцип предполагает
- единообразное, одинаковое написание морфем –

корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем

слове, происходящих при образовании родственных слов или формы слова.
Морфологический принцип предполагает - единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений

Слайд 7Фонематический принцип
состоит в том, что буквой на письме

в русском языке обозначается не каждый конкретный звук, а весь

ряд фонем по сильной позиции, т. е. в процессе письма мы обозначаем не изменчивый звуковой состав, а постоянный фонемный состав, который устанавливается по сильным позициям рядов позиционно чередующихся звуков.
Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков.
Гла|з|а – гла|с| - гла|с|ки - /з/ - з
В|о|ды – в|а|дичка – в|ъ|дяной - /о/ - о
Фонематический принцип  состоит в том, что буквой на письме в русском языке обозначается не каждый конкретный

Слайд 8Фонетический ( пишу, как слышу: луна )
Традиционно-исторические написания -

это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни

от произношения, где сохраняется письмо по традиции.
Дифференцирующие написания – это омонимы по произношению (компания- кампания, плач – плачь, рож – рожь, тушь - туш), слитные, полуслитные и раздельные написания.
Фонетический ( пишу, как слышу: луна ) Традиционно-исторические написания - это такие написания, которые не зависят ни

Слайд 9Фонетические умения

Фонетические умения

Слайд 10Этапы решения орфографической задачи (М.Р. Львов)
Для решения орфографической задачи ученик

должен:
увидеть орфограмму в слове;
определить её вид;
определить способ решения задачи в

зависимости от вида орфограммы;
определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения;
решить задачу, т.е. выполнить последовательно действия по алгоритму;
написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
Этапы решения орфографической задачи (М.Р. Львов)Для решения орфографической задачи ученик должен:увидеть орфограмму в слове;определить её вид;определить способ

Слайд 11Структура орфографического действия
Нахождение орфограммы – постановка орфографической задачи
Выбор способа решения

орфографической задачи (правило, которое следует применить)
Выполнение намеченной последовательности действий –

решение орфографической задачи
Осуществление орфографического самоконтроля
Структура орфографического действияНахождение орфограммы – постановка орфографической задачиВыбор способа решения орфографической задачи (правило, которое следует применить)Выполнение намеченной

Слайд 12Орфографические умения:
ставить орфографические задачи, т. е обнаруживать орфограммы (обладать орфографической

зоркостью)
устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ

решения задачи)
применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи)
проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль)
Орфографические умения:ставить орфографические задачи, т. е обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью)устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым

Слайд 13Орфографическая зоркость
Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый

звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции,

а какой - в слабой и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании.
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где возможен выбор написания.
Орфографическая зоркость Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них

Слайд 14Условия успешной работы над формированием орфографической зоркости
на самых ранних этапах

обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, достаточное развитие

всего комплекса фонетических умений;
познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.
Условия успешной работы над формированием орфографической зоркостина самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и

Слайд 15Феномен «природной» грамотности
ориентируются в смысловой Хорошо читающие структуре текста
Хорошо читающие

дети
Хорошо ориентируются в смысловой структуре текста
Присуща орфографи ческая ориентировка в

тексте
Феномен «природной» грамотностиориентируются в смысловой Хорошо читающие структуре текстаХорошо читающие детиХорошо ориентируются в смысловой структуре текстаПрисуща орфографи

Слайд 16Организация работы по формированию орфографической ориентировки в тексте на межпредметном

уровне.
Кто заметил, как пишется слово …?
Кому удалось обратить внимание на

написание слова …?
Какое слово пишется не так, как слышится?
Что необычного вы заметили в написании слова …?
Кто сможет орфографически
проговорить, не глядя в текст,
названия городов, которые
встретились в статье? И т. д.
Организация работы по формированию орфографической ориентировки в тексте на межпредметном уровне. Кто заметил, как пишется слово …?Кому

Слайд 17Этапы обучения списыванию по правилам
Письмо под диктовку в заданном темпе

с проговариванием.
Организация списывания по типу зрительных диктантов.
Самостоятельное списывание текста.
Обучение действиям

самоконтроля и самооценки.
Автоматизация умения совмещать в процессе чтения смысловую и орфографическую ориентировку.
Этапы обучения списыванию по правиламПисьмо под диктовку в заданном темпе с проговариванием.Организация списывания по типу зрительных диктантов.Самостоятельное

Слайд 18Опознавательные признаки орфограмм
Для гласных – положение без ударения
Для согласных –

парность по глухости- звонкости, нахождение на конце слов и перед

другими согласными, кроме непарных звонких, [в] и [в`].
Опознавательные признаки орфограммДля гласных – положение без ударенияДля согласных – парность по глухости- звонкости, нахождение на конце

Слайд 19Как писать без ошибок?
находи в слове орфограммы и определяй, знаешь

ли буквы.
знаешь – пиши без пропусков, отмечай орфограммы
не знаешь –

пиши с пропуском
попробуй узнать буквы, если узнал(а) – вставь и подчеркни, не узнал(а) – оставь пропуск
проверь
читай по слогам, снова находи все орфограммы
где можешь, объясняй выбор буквы, решай, нет ли ошибок
есть ошибки – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой вопрос
Как писать без ошибок?находи в слове орфограммы и определяй, знаешь ли буквы.знаешь – пиши без пропусков, отмечай

Слайд 20Как искать проверочные слова для корня?
1. Объясни значение с помощью

родственного слова или подбери другое родственное слово

3. Если нужно, выполни

оба действия.
Как искать проверочные слова для корня?1. Объясни значение с помощью родственного слова или подбери другое родственное слово3.

Слайд 21Действия ученика при написании окончаний существительных

Действия ученика при написании окончаний существительных

Слайд 22Алгоритм действий ученика при написании окончаний существительных
по начальной форме определить

тип склонения;
подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием;
подставить

его на место проверяемого слова;
написать в окончании проверяемого слова ту же букву, что и в окончании проверочного;
проверь себя: определи падеж существительного и вспомни падежное окончание.
Алгоритм действий ученика при написании окончаний существительныхпо начальной форме определить тип склонения;подобрать проверочное слово того же склонения

Слайд 23Слова «костыли»
Грудь 3
Плечо 2
Рука 1

Слова «костыли»Грудь 3Плечо 2Рука 1

Слайд 24Карточка - помощница

Карточка - помощница

Слайд 25
окончание безударное? Если да, то шаг 2.
задай вопрос к глаголу

– определи вопрос неопределённой формы (не забудь про букву С

в вопросе);
поставь глагол в неопределённую форму;
на –ить?
определи спряжение;
определи лицо, число глагола;
впиши безударную гласную в окончание глагола.
окончание безударное? Если да, то шаг 2.задай вопрос к глаголу – определи вопрос неопределённой формы (не забудь

Слайд 26Орфографический самоконтроль –
это умение контролировать ход орфографического действия, т. е.

правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать результат –

выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.
Орфографический самоконтроль –это умение контролировать ход орфографического действия, т. е. правильность следования алгоритму решения задачи письма, и

Слайд 27Ключевые моменты самоконтроля
Что проверять, т. е. перечень орфограмм, подлежащих контролю

на данном этапе обучения;
Как проверять, т. е. иметь набор необходимых

операций.
Ключевые моменты самоконтроляЧто проверять, т. е. перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения;Как проверять, т. е.

Слайд 28





Описки (опечатки)
Орфографи
ческие ошибки
Нужно быть внимательным
Нужно знать правила
Ошибки

Чтобы не было

ошибок


Описки (опечатки)Орфографические ошибкиНужно быть внимательнымНужно знать правилаОшибки Чтобы не было ошибок

Слайд 29Как проверить письменную работу?
Читай по слогам и слушай себя –

нет ли описок.
Отмечай все орфограммы.
Где можешь, объясняй выбор буквы и

решай, нет ли ошибок.
Есть – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой ?
Как проверить письменную работу?Читай по слогам и слушай себя – нет ли описок.Отмечай все орфограммы.Где можешь, объясняй

Слайд 30Способы правки ошибок
подчёркиваю слово, где есть ошибка;
подчёркиваю слово, где есть

ошибка, а на полях знаком показываю морфему, содержащую неверное написание;
если

слово словарное и его нет в орфографическом словаре учебника, привожу на полях верную запись слова, а ошибку ребёнок находит сам;
на полях ставлю знак ошибки, а рядом указание на часть речи;
указываю номер страницы учебника, где сформулировано правило, дана рекомендация;
указываю правило, которое следует повторить (если его изучали не в этом учебном году).
Способы правки ошибокподчёркиваю слово, где есть ошибка;подчёркиваю слово, где есть ошибка, а на полях знаком показываю морфему,

Слайд 31Как работать над ошибками?
найди подчёркнутое слово;
определи, в какой части

слова допущена ошибка, обозначь её;
выпиши слово с пропуском на месте

той буквы, которая выбрана неверно;
реши, какое правило следует применять;
выполни нужные действия и вставь букву;
исправь ошибку в тексте.
Как работать над ошибками?найди подчёркнутое слово; определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её;выпиши слово с

Слайд 32Условия успешного формирования орфографического самоконтроля
чтобы самоконтроль стал мотивированным и осознанным,

нужно обеспечить его мотивацию;
младших школьников необходимо приучать контролировать не только

результат орфографического действия, но и его ход;
школьников важно не только научить, но и приучить выполнять самоконтроль, для этого служат специальные памятки;
чтобы повысить обучающий эффект работы над ошибками, необходимо специально выбирать способ их показа, а не ограничиваться простым исправлением.
Условия успешного формирования орфографического самоконтролячтобы самоконтроль стал мотивированным и осознанным, нужно обеспечить его мотивацию;младших школьников необходимо приучать

Слайд 33Литература:
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты

орфографии. М., 1991.
Репкин В. В. Развивающее обучение языку и проблема

орфографической грамотности.//Начальная школа. 1999, №7, с. 35-49
Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/Под редакцией М. С. Соловейчик. М., 1993.
Литература:Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М., 1991.Репкин В. В. Развивающее обучение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика