Слайд 1Русский язык. 4 класс.
Программа УМК «Школа России»
Правописание глаголов в прошедшем
времени.
Слайд 2Чистописание
Тся, ться
Кто любит земле кланяться – без награды не
останется.
Слайд 3Словарная работа
Запишите слова:
С.ора, .бида, .хотник
Поставьте в словах ударение. Выделите орфограммы.
Запишите несколько родственных слов.
ПРОВЕРКА:
Ссора, обида, охотник
Слайд 4Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.
Отдернул, зажмурился, встал, потянулся.
Взглянул, причесался, намылил, умылся
Зевнул,
улыбнулся, почистил, побрился,
Слайд 5Работа в парах
Спишите предложения, выбирая нужные окончания. В каждом предложении
подчеркни слово, которое тебе помогло сделать правильный выбор.
На кухне висел(а,
о, и) красивая люстра.
В прихожей висел(а, о, и) огромное зеркало.
В гостиной висел(а, о, и) прекрасный портрет.
На ёлке висел(а, о, и) чудесные игрушки.
От чего зависит выбор окончания глаголов в прошедшем времени?
Проверим: На кухне висела красивая люстра (ж.р., ОНА).
В прихожей висело огромное зеркало (с.р., ОНО).
В гостиной висел прекрасный портрет (м.р., ОН).
На ёлке висели чудесные игрушки (мн.ч., ОНИ).
Слайд 6Тема урока
Правописание глаголов
прошедшего времени.
Слайд 7Задачи урока
Повторить все, что нам известно о глаголах в прошедшем
времени, узнать новые сведения, как пишутся окончания и суффиксы.
Слайд 8
Вывод: Род глаголов в прошедшем времени
единственного числа определяется
по роду существительного, с которым он связан.
Запомни окончания глаголов прошедшего
времени:
Ж.р. – а
С.р. – о
Мн.ч. – и
М.р. -
Слайд 10сверкать –сверка-л, сверка-ла, сверка-ло, сверка-ли
гореть –горе-л, горе-ла, горе-ло, горе-ли
порхать
-порха-л, порха-ла, порха-ло, порха-ли
Слайд 11Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется
от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а
также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают
о
ходить – ть + л + □= ходил
И
А
Слайд 12Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса
говор-ит, говори-ть, говори-л
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та
же буква, что и в неопределённой форме
посеять – посеял
Слайд 13 «Алгоритм»
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Напиши в глаголе
прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и
в инфинитиве перед суффиксом -ть-.
МЫСЛ?Л - МЫСЛИТЬ - МЫСЛИЛ
Мысл.л, куш.л, закле.л.
Слайд 14Работа в группах
1 группа.
2 группа.
3 группа.
Пола.ла - … увид.л - …. Брос.ли - …
Выдерж.л - … высуш.ла - … вытерп.ла - …
Выглад.ли - … замяук.ли - … советов.л - …
Плак.ло - … сып.ло - … готов.ло - …
Слайд 15Закрепление
Спиши предложения, вставив окончания глаголов прошедшего времени. Докажи свой выбор.
Как
зелёное пламя, вспыхнул берёзка в еловом тёмном лесу,
и ветерок уже заиграл всеми её листиками.
Скворцы уже вывел сь и улетел , и давно это место занял воробьи.
Солнце зашл за низкие крыши. Наступил тёмная ночь. Село уснул .
Слайд 16Работа в парах. Проверка.
Спиши предложения, вставив окончания глаголов прошедшего времени.
Докажи свой выбор.
Как зелёное пламя, вспыхнула берёзка (она) в еловом
тёмном лесу, и ветерок (он) уже заиграл всеми её листиками.
Скворцы (они) уже вывелись и улетели, и давно это место заняли воробьи (они).
Солнце (оно) зашло за низкие крыши. Наступила тёмная ночь (она). Село (оно) уснуло .
Слайд 17Самостоятельная работа
Веять
Сеять
Шествовать
Шефствовать
Строить
Слайд 18проверка
Веяли
Сеяли
Шествовали
Шефствовали
Строили
Слайд 191. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? 2. Как проверить
написание суффикса глагола в прошедшем времени?
3. Почему некоторые суффиксы не
включаются в основу слова?
Слайд 20Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал ………
Сегодня я научился ……..
Сегодня я
закрепил ………
Я оцениваю свою работу на …..
Слайд 21Домашнее задание
Составить карточку на правописание глаголов
прошедшего времени
для соседа.