Слайд 1Правописание корней и приставок
Слайд 2Цели занятия
Повторить и обобщить знания по теме «Виды орфограмм в
корнях и приставках»
Составить обобщающие таблицы по данной теме
Потренироваться на практике
в написании слов с различными видами указанных орфограмм
Слайд 3Ответьте на вопросы:
Что такое орфограмма?
Это место в слове, в котором
можно сделать ошибку
Какие виды орфограмм вы знаете?
Орфограммы в корне, в
приставках, в суффиксах, в окончаниях, слитные – раздельные – дефисные написания
Слайд 5Проверяемые безударные гласные
Слайд 6Проверяемые безударные гласные
Как проверить проверяемые безударные гласные?
Надо изменить форму слова
или подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была под
ударением
При подборе проверочного слова необходимо учитывать значение слова
Подберите проверочные слова
Разв…ваются волосы
Ребёнок разв…вается
Пол…скать ребёнка
Пол…скать бельё
Разр…дить морковь на грядке
Разр…дить ружьё
Посв…тить стихотворение
Посв…тить фонариком
Оп…лить гуся
Проп…лоть гряды
Слайд 8Ответьте на вопросы по теме: «Чередующиеся гласные в корне»
1.Дать определение
«Корни с чередованием»
2. На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные
в корне? 3.Перечислите корни, зависящие от суффикса А
В чём происходит зависимость от суффикса А?
4.Перечислите корни, зависящие от согласного звука
Как происходит зависимость?
5Перечислите корни, зависящие от ударения. Расскажите правило
6.Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями
Слайд 9
А5. Правописание корней
1.Зависит от суффикса –А- за корнем
Слайд 102. Зависит от ударения.
Под ударением сильная позиция:
пиши, как слышишь
Слайд 11
3. Зависит от согласной, следующей за гласной в корне
Слайд 13Задание 1.
Распределительный диктант: в левый столбик – слова с чередующейся
гласной, а в правый – с «чужой» орфограммой. Какая она?
Можно ли проверить?
Сидеть, отпереть, загорать, примерять (платье), умертвить, половина, косичка, коснуться, отрасль, росинка, выросла, нарастание, убегать, убирать, зарничка, промокашка, равнина, побирушка, начинать, сочетаться, наклонился, скачки, изложу, полагаю, творение, косоворотка, прогорает.
Слайд 14Задание 2
1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует
писать букву о:
А) прилагательное. б) перелагать в)
изложение
2. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву а:
А) росток б) заросли в) растение
3.Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву о:
А) вырастить б) сложение в) слагаемые
4. Найдите слово, в котором допущена ошибка:
А) ростительность б) изложение г) росток
Слайд 15Задание 3.
Укажите ряд, в котором допущена одна ошибка.
А) залезать на
дерево, навевать сны, полоскать бельё, спишите данные;
Б) умолять о помощи,
посидеть на лужайке, примерять костюм, увидать чудо;
В) ударился оземь, волосы развевались на ветру, проредить грядку, свела с ума;
Г) носить пристяжные воротнички, устало брели волы, обвивала вокруг головы;
Слайд 16Задание 4.
Из текста выпиши слова с безударными гласными.
У нас в
саду была клумба
Растения на ней расположились группами и составили удивительный
узор.
В центре клумбы росли лиловые колокольчики.
Вокруг них располагались белые астры.
На краю клумбы благоухали очаровательные левкои.
Слайд 18Задание 1.
Записать слова, выделяя приставки. Объяснить свои действия.
Возведённый ( в
степень), воспалённый, возглавить, восстание, воспитание, избежать, исправить, исколесить, искалеченный, израненный,
исцарапать, исчерпать, разбег, разжать, размалывать, раскаяние, распад, расцвет, раззадорить, рассыпанный,
превосходство, превращать, превышение, предавать, преломить, премудрый, преподаватель, преследовать, преувеличение, прибавить, приднепровский, пришить, припухший, прицелиться.
Слайд 19Задание 2.
Найдите слово, написание приставки в котором определяется правилом «Приставки
пре-, при-».
Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших
корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном.
Слайд 20Задание 3
Найдите в тексте слова, в которых есть приставки. Определите,
к каким правилам о написании приставок они относятся.
Изучив в школьные
годы «Горе от ума», «Евгения Онегина»», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого.
Слайд 21Задание 4.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и
та же буква?
бе..брежный, во..раст, бе..жалостный
пр..бывать (в недоумении), пр..вратность, пр..умолкнуть
без..дейный, без..мянный,
мед..нститут
суб..ективный, с..экономить, без…аварийный