Слайд 1 Презентация по теме: «Правописание приставок на З-С»
Общественно – гуманитарное направление
Автор:
Жандауова Ирина Атыгаевна
Учитель русского языка и литературы.
КГУ «Соколовская средняя школа»
Костанайская
область, Узункольский район, с. Сокол.
Слайд 2Правописание приставок на з-с.
Слайд 3
Словарная работа.
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить выбор, выделить морфемы.
Ц...рк,
ц…фра, сестриц…н, ц…ган, конституц…я, лестниц…, ц…пленок, огурц…, нац…я, на ц…почках.
Слайд 4Синтаксический разбор предложения. Объяснить постановку знака препинания.
Астана – сердце Казахстана.
Слайд 9
Исследовательская работа.
Наблюдение за произношением и правописанием приставок на з-с.
Без
– бес
безвыходный – бесформенный
Воз – вос
возгордиться – воскликнуть
вз - вс
взбежать – вспорхнуть
Из – ис
издавать – истолковать
Низ – нис
низвергать – нисходить
Раз – рас
разжать – расширить
в-ф
г-к
б - п
д – т
в-х
ж-ш
Слайд 10 - Перечислите буквы, которые стоят после приставок
в первом столбике, во втором?
- Какой звук
на конце приставки в этих словах?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Постарайтесь сформулируйте правило самостоятельно.
Вывод: В приставках, оканчивающихся на –З, -С, перед звонким согласными пишется –З, перед глухими согласными –С.
Слайд 11 - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные
слова на доске.
расширить и углубить знания…;
2) учиться находить и правильно
писать….;
3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .
Слайд 12Прослушайте «Музыкальное правило».
Слайд 13Контрольно-диагностическая работа.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
Ра…глядеть, и…менчивый, бе…грамотный, ра…певать, бе…цветный, в…ходить, ни…падать, и…править,
во…местить.
Слайд 14Самопроверка работ по эталону и заранее определённым критериям.
«5» - без
ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2»
- 5 и более ошибок
Слайд 15Задание 2.
Я буду читать определение понятия, ваша задача – по
лексическому значению выяснить слово. В угаданном слове должна быть орфограмма
«Правописание приставок на –з и –с». Угаданные слова вам нужно записать в два столбика.
- Огромный, не имеющий берегов.
- Не имеющий жалости, душевной теплоты, жестокий.
- Мотор без шума
- Небо без звезд
- Ночь без сна
- Не испытывающий страха, смелый.
Ребята, что в заметили в последних трех записанных словосочетаниях? (две буквы с, з). Почему в этих словах мы пишем две буквы з – с. (одна в приставке, другая в корне)
Слайд 16Задание 3.
Подберите к каждому «отрезку» слова подходящую приставку.
Запишите полученные слова,
выделяя приставку.
..цветающий, ..мерить, ..дельник, ..ведчик, ..править, ..кипеть, ..бираться,
..пахать, ..шумный, ..бедный, ..жигать, ..порядок.
Слайд 17Задание 4.
Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова. Вставь
самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.
Дорогие юные друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!
В каком предложении содержится основная мысль? Как вы понимаете слова этого текста?
Слайд 18Составление суждения о письме Л. Леонова.
Согласны ли вы
с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё
согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:
- Я разделяю (не разделяю) точку зрения, что…. .
- Я согласен (не согласен) с тем, что….
- Мне кажется убедительной (неубедительной) мысль о том, что…
Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.
Слайд 19 А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от
человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может
быть полезным для природы?
Слайд 24 Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо
беречь лес. Используйте слова, данные в скобках.
Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.
В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).
Слайд 25Самомооценка.
- Поставьте себе оценки с помощью сигнальной карточки. Какой цвет
обозначает опасность? (Красный).
• “Красный” -
Стоп! Вперёд нельзя, друзья!
Повторять усядусь я.
• “Жёлтый” -
Здесь
– внимание, друзья!
Сомневаюсь ещё я.
• “Синий” -
А теперь вперёд, друзья!
В знаниях уверен я!!!
Слайд 26Рефлексия
Устная работа «Закончи предложение»
Сегодня мы узнали о …
Теперь я
могу…
Я научился…
Мне было трудно…
5. Своей работой я …
Слайд 27Домашнее задание.
Для оценки 4 - параграф 44, упр. 348.
Для
оценки – 5
1.параграф 44, упр. 348
2. придумать грамматическую сказку
о правописании приставок, оканчивающихся на – з, - с.
Слайд 28Спасибо за внимание!
Успехов в работе!!!
Слайд 291.
www.google.kz/search
2. C1BLWA_enKZ578KZ578&oq=карт&aqs=chrome.3.69i57j69i59l3j69i61l2.2860j0j7&sourceid
3.
http://maps.resurs.kz/gallery/goroda-kazahstana/astana
4.
http://ololo.fm/search/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D1%8F