Слайд 1
Урок для 3-его класса
«Правописание родовых окончаний имен прилагательных»
Информационно-коммуникативные технологии
Цели
образовательные:
- сформировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
- научить распознавать имена прилага-тельные в тексте;
- установить связь имен прилагательных с именами существительными;
- научиться определять род и число;
развивающие:
- развить внимание и логическое мышле-ние учеников;
- научить работать с толковым словарем, расширить словарный запас детей;
Слайд 2
воспитательные:
- воспитать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к
своей родине;
- научить детей толерантно выражать свои
негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п.
Оборудование
Мультимедийный проектор, компьютер, экран; аудиозапись спокойной музыки, таблицы-слайды по теме, кроссворд; карточки со словарными словами; эмблемы с улыбками (индивидуально для каждого); толковый словарь Ожегова.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Звучит спокойная музыка. На экран выводится слайд:
Учитель говорит, дети хором повторяют.
Слайд 3
Сообщение темы урока.
Учитель: Каким вы
хотите видеть сегодняшний урок?
Дети: интересным, веселым, познавательным,
занимательным.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из частей речи, и важно помнить о том, что мы семья. Ребята, какие чувства, мысли, ассоциации у вас возникают со словом «семья»?
Дети: Дружная, крепкая, хорошая, любящая…
Учитель: Пожалуйста запишите эти слова на доске.
Выходят несколько учеников к доске и записы-вают слова.
Учитель: Семья нашего класса еще и
многонациональная.
Этим словом учитель заканчивает запись на доске.
Учитель: Как вы понимаете слово «много-национальная»?
Дети: В нашем классе учатся ребята разных национальностей…
Учитель: Что общего в данных словах?
Дети: Все это имена прилагательные.
Слайд 4
Учитель: Это прилагательные единственного числа. Что такое имя прилагательное?
Дети: Имя
прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает
на вопрос какой? какая? какое? какие?
Физкультминутка.
Учитель:
Я тетрадь сейчас открою,
И, как надо, положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Дети выполняют соответствующие действия.
Минутка чистописания.
На экран выводится следующий слайд:
Учитель: Какие соединения мы сегодня повторяем?
Дети: Это окончания имени прилагательного.
Слайд 5
Учитель: Сегодня мы будем говорить о прилагательном
и узнаем, когда эти окончания употребляются.
Учитель
выводит на экран слайд с текстом:
Учитель: Прочитайте текст.
Дети читают.
Учитель: Это цитата римского философа. Как вы понимаете его смысл? Выскажите свои мысли.
Дети: Нужно уметь прощать тех людей, которые оступились, совершили плохой поступок; быть терпеливыми и с понима-нием относиться к людям, которые любят только себя.
Учитель: Надо быть требовательным к себе и в то же время прощать людям их недостатки. Спишите это высказывание к себе в тетрадь. Писать нужно каллиграфи-чески, обращая внимание на правильное соединение букв.
Слайд 6
V. Словарная работа.
Учитель: Давайте заполним
кроссворд, записанный на доске.
Учитель открывает створку доски
и перед детьми предстает кроссворд.
Учитель: Слово под номером 1. От суще-ствительного привет образуйте прила-гательное мужского рода.
Дети: Приветливый.
Учитель: Слово под номером 2. Запишите антоним к слову до свидания.
Дети: Здравствуйте.
Учитель: Слово под номером 3. Запишите синоним к прилагательному красивый, пригожий женского рода.
Дети: Прекрасная.
Слайд 7
Учительница: Четвертое слово. Пословица. Вставьте пропущенное слово, слово будет в
единственном числе. «В каком ________
живешь, такого обычая и держишься».
Дети: Народ.
Учитель:
Слово под номером 5. Совокуп-ность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.
Дети: Коллектив.
Учитель: Вот мы и заполнили кроссворд. Запишите слова в тетрадь, подчеркните непроверяемые безударные гласные. А теперь давайте прочитаем ключевое слово.
Дети: Терпение.
VI. Творческая работа.
Учитель: Составьте небольшой текст по теме «Родина моя, гордость моя. Мой край, любимый край.»
На работу детям отводится 10 минут. Затем
дети всех национальностей, представленных
в классе, читают свои работы вслух.
Учитель: Назовите использованные в ваших работах имена прилагательные.
Слайд 8
Дети: Солнечная, красивая, гордая, зеленая, морской, мужественный, жизнерадост-ный, сильные,
спокойная…
Учитель: Для чего употребляют в речи имена
прилагательные?
Дети: Имена прилагательные употребляют для того, чтобы речь была более точной и красивой.
Учитель: Назовите грамматические признаки прилагательных.
Дети: Прилагательные изменяются по родам и числам. Например: хороший друг, заботливая мама, радостное событие.
Учитель: Как определить род имени прилагательного?
Дети: Род имени прилагательного определя-ется по роду имени существительного, с которым оно связано.
Выборочный диктант.
Учитель: Послушайте предложения и выпишите словосочетания (прилага-тельное + существительное) в таблицу.
«Доброта – это прежде всего хорошее чувство к окружающим. Дома нас окружают самые дорогие нам люди. Счастье – это здоровая душа, потому что когда человек здоровый, добрый, отзывчивый и ласковый, он
Слайд 9
всегда будет счастливым. Каждое утро, когда я прихожу в школу,
я счастлива видеть здесь своих друзей. Ранняя весна пришла на
нашу кубанскую землю.»
Учитель делает на доске комментированную запись словосочетаний с объяснением.
Учитель: Куда вы отнесли словосочетание «самые дорогие люди»?
Дети: Это прилагательные множественного числа.
Учитель: Что вы знаете о них?
Дети: Прилагательные множественного числа не изменяются по родам.
Дети: (по таблице самостоятельно делают вывод): Прилагательные мужского рода имеют окончания –ый, -ий, -ой; женского рода –ая, -яя; среднего рода –ое, -ее.
Слайд 10
VIII. Физкультминутка.
Учитель называет словосочетания. Если словосочетание
мужского рода – прыгает первый ряд; женского
рода – прыгает второй ряд; среднего рода – прыгает третий ряд.
IX. Закрепление изученной темы.
Упражнение в правописании родовых оконча-
ний имен прилагательных.
Учитель: Составьте и напишите три цепочки словосочетаний в соответствии с темой урока со словами солнечный, радостный, хороший, мирный.
Например: мирный человек, мирное небо, мирная страна.
Обобщение.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы правиль-но написать родовые окончания имени прилагательного?
Дети: 1. Найти существительное, с которым оно связано.
2. Определить род имени существительного.
Слайд 11
3. Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.
Учитель: Какие
родовые окончания имеют имена прилагательные? Приведите примеры словосочетаний,
соответствую-щие вашему настроению.
Дети: Красивая улыбка, хороший урок, заботливый товарищ, надежный друг, веселое настроение, любимое занятие…
XI. Итог.
Учитель: Ребята, в детской песне, которую вы хорошо знаете, есть замечательные слова «…поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется». Я с вами делюсь своей улыбкой (учитель улыбается), и вы поделитесь улыбкой, соответствующей вашему настроению от пройденного урока.
Дети выбирают «улыбки - настроения» и обмениваются друг с другом.
Дети: Спасибо за урок.
XII. Домашнее задание.
Учитель: Напишите мини-сочинение по выбору на одну из тем:
- «Доброта – это…»
- «Счастье – это…»
- «Мир – это когда…»