Слайд 1Наурыз
Урок повторения в 4 классе.
Учитель русского языка и литературы
Оспанова
Шарипа Кошбаевна
Слайд 2Какая сегодня тема урока?
Открыта дверь для всех
гостей
Для взрослых и для детей.
Весна навстречу нам идет,
Весна на
праздник всех зовет,
Народы самых разных стран
Шлют поздравленья в Казахстан!
Играй, баян, звени, домбра:
Желаю счастья и добра,
Здоровья и терпения,
Отличного настроения,
Чтобы мечты у всех сбылись –
Здравствуй, праздник Наурыз!
Цель урока:
1. Повторить части речи, их грамматические формы
, совершенствовать навыки устной и письменной речи;
2. Развивать навыки выразительного чтения; развивать мышление, наблюдательность; развивать эмоции; расширить кругозор учащихся;
3. Воспитывать уважение к традициям, обычаям казахского народа, привить чувство прекрасного, привить интерес к изучению русского языка
Слайд 5*праздник весеннего возрождения - табиғаттың жандану мерекесі
*скачут на конях -
бәйгеге шабады
*обнимаются - құшақтап көріседі
*начинают теснить - ығыстырады
Погружаемся
в
мир слов…
Слайд 61-я группа. Подготовить бата на казахском языке.
2- я группа. Выучить
и прочитать выразительно стихотворение о Наурызе.
3-я группа. Подготовить и прочитать
пословицы о труде, о дружбе, объяснить их смысл.
Слайд 7Традиционно казахи большое внимание уделяли обучению и воспитанию своих детей.
Особое место при этом занимало игровое воспитание. Такие игры как
"Тоғыз құмалақ", "Балапан","Тақия тастамақ" и др. позволяли развивать память, смекалку, интеллект. Поэтому, следуя традициям предков мы на нашем уроке выполним ряд заданий в игровой форме.
Весной, когда степь расцветала, дети выходили играть в "Асыки". Они состязались в ловкости и смекалке. Давайте сыграем в эту замечательную игру, при этом покажем свои знания о частях речи.
Условия игры: по два представителя из каждого аула (группы) вынимают из мешка асыки с номерами, на интерактивной доске высвечиваются вопросы, на которые надо дать устные ответы, а также привести примеры.
Игра «Асык ату»
Слайд 8«Аркан тарту»
Что изображено на картинке?
Как выглядят юрты?
Как показаны люди?
Какое у них настроение?
Какой это праздник?
Текст "Праздник Наурыз".
Найдите в тексте предложения, в которых
встречаются новые слова. Н-р: Наурыз- праздник весеннего возрождения природы.
Слайд 10Игра "Байга"..
Условия игры: ученики одной группы задают вопросы к тексту
своим оппонентам. Победит тот, кто даст полный и верный ответ
на вопрос к тексту
Слайд 11Игра "Көкпар".
Условия игры: игроки команд кидают игрушку козленка и называют
глаголы, которые встретились в тексте, без повторов. Затем по одному
представителю из команды записывают по одному глаголу, употребив его в прошедшем времени в м.р., ж.р. и во мн.ч., выделить окончания. Н-р: готовил - готовила - готовили.
Слайд 12Игра «Жамбы ату»
Упражнение 3. стр.177.
Составьте предложения. Вместо точек вставьте
нужные слова из правого столбика.. Какие наречия встретились в предложениях.
Подчеркните их. Н-р: Праздник проходит (как?) весело.
Слайд 13Задание № 3.
К Наурызу каждая семья готовить традиционное блюдо –
Наурыз – коже, состоящие из семи продуктов. Давайте и мы
приготовим Наурыз - коже.
Составьте словарь на данную тему, слова должны соответствовать ингредиентам блюда: вода, соль, рис, пшено, перловка, мясо, кефир.(на доске показаны с изображением продуктов их надо сложить в казан).
- На какой вопрос отвечают эти слова? Какой частью речи они являются?
- Выделите в словах окончания, поставьте ударение.
Слайд 14ЗАДАНИЕ № 4
А теперь, чтобы праздник был полным, оденем человека
в национальную казахскую одежду.
Девочка (какая?) ……………….
Мальчик (какой?) ……………….
Платье (какое?)
………………….
Камзол (какой?) ……………………..
Чапан (какой?) ……………………
Ичиги (какие?) ……………………..
Слова - помощники: белое, черные, зеленый, красивая, красивый, новый.
Слайд 15ЗАДАНИЕ № 4
А теперь, чтобы праздник был полным, оденем человека
в национальную казахскую одежду.
Девочка (какая?) красивая (ж.р., ед.ч.)
Мальчик (какой?)
красивый ( м.р., ед.ч.)
Платье (какое?) белое (ср.р., ед.ч.)
Шаровары ( какие?) (мн.ч.)
Камзол (какой?) новый (м.р., ед.ч.)
Чапан (какой?) зеленый (м.р., ед.ч.)
Ичиги (какие?) черные (мн.ч.)
Слова - помощники: белое, черные, зеленый, красивая, красивый, новый.
Слайд 16Задание № 5
Прочитайте и запомните праздники в нашей республике. стр.
178. учебника.
Слайд 17 Как называются первые весенние цветы?
а) ромашки
в) розы
б) подснежники
г) ландыши
Когда празднуется Международный женский день?
а) 1 мая
б) 1 января
в) 8
марта
Найди прилагательное
а) обнимаются
б) весенний
в) праздник
Слайд 18Укажи слово, которое пишется с большой буквы:
а) Лето
б) Наурыз
в) Город
Наступающий
год – чей год?:
а) курица
б) петух
в) корова
С какого
года стали отмечать Наурыз?
а) с 1991 г
б) с 2017 г
в) с 1988 г
Слайд 19Сделал дело - гуляй смело.
Долог день до вечера, если
делать нечего.
Делу- время, потехе- час.
Слайд 20ЗАГАДКИ
Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и
маленький.
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили
мы ...
Слайд 21
1.Что обозначает имя существительное?
а) действие предмета;
б) предмет;
в) признак предмета.
2. Найди
имя существительное:
а) летать;
б) зимний;
в) книга.
3. Укажи неверно записанное слово:
а) шишка
б) пушынка
в) жираф
4.Подбери
слово, противоположное слову горячий:
а) теплый
б) молодой
в ) холодный
5. Укажи существительное женского рода
а) каша
б) дом
в) поле
6. Укажи слово, которое отвечает на вопрос Кто?
а) ложка
б) кошка
в) кружка
7. Укажи имя прилагательное:
а) река
б) быстро
в) хитрый
10. Укажи существительное мужского рода
а) село
б) солдат
в) внучка
11. Укажи слово, отвечающее на вопрос : Что делали?
а) пишут
б) читали
в) ходит
12. Найди имя числительное:
а) десять
б) ручка
в ) море
13. Укажи слово, которое пишется с большой буквы:
а) Лето
б) Сказка
в) Алматы
14. Укажи местоимение:
а) мальчик
б) они
с) прыгали
16. Укажи неверно записанное слово:
а) чашка
б) щастье
в) чаща
17. Укажи восклицательное предложение
а) Как красиво в лесу!
б) Когда придёт тётя?
в) Котята спали в корзинке.
18. Укажи существительное во множественном числе
а) конфета
б) лампа
в) помидоры
19. Укажи прилагательные к слову бабушка (какая?)
а) весёлый, синий
б) добрая, умная
в) белое, цветное
20. Укажи глагол в предложении: Разноцветные шары взлетели под потолок.
а) взлетели
б) разноцветные
в) шары
1.Что обозначает имя прилагательное?
а) действие предмета;
б) предмет;
в) признак предмета.
2. Найди глагол:
а) летать;
б) зимний;
в) книга.
3. Укажи неверно записанное слово:
а) шышка
б) пушинка
в) жираф
4.Подбери слово, противоположное слову старый:
а) теплый
б) молодой
в ) холодный
5. Укажи существительное среднего рода
а) каша
б) дом
в) поле
6. Укажи слово, которое отвечает на вопрос Кто?
а) муха
б) ложка
в) кружка
7. Укажи наречие:
а) река
б) быстро
в) хитрый
8. Лампа висит …. столом.
Вставьте нужный предлог:
а) над б) под в) в
9. Найди лишнее слово:
а) курица б) петух в) корова
10. Укажи существительное женского рода
а) село
б) солдат
в) внучка
11. Укажи слово, отвечающее на вопрос Что делают?
а) пишут
б) читали
в) ходили
12. Найди порядковое имя числительное:
а) десять
б) второй
в ) два
13. Укажи слово, которое пишется с большой буквы:
а) Лето
б) Василий
в) Город
14. Укажи местоимение:
а) мой
б) класс
с) прыгали
16. Укажи неверно записанное слово:
а) щайник
б) счастье
в) чаща
17. Укажи повествовательное предложение
а) Как красиво в лесу!
б) Когда придёт тётя?
в) Котята спали в корзинке.
18. Укажи существительное в единственном числе
а) конфеты
б) лампа
в) помидоры
19. Укажи прилагательные к слову мама (какая?)
а) весёлый, синий
б) добрая, нежная
в) белое, цветное
20. Укажи имя прилагательное в предложении: Разноцветные шары взлетели под потолок.
а) взлетели
б) разноцветные
в) шары
Слайд 23План урока:
Организационный момент.
Речевая зарядка.
Беседа по вопросам «Весенняя пора».
Диалоги: «Погода», «Сад
и огород», «В парке».
Вопросы гостям.
Загадки о весне.
Задания.
Итог.