Слайд 1Предложения с обособленными членами.
Урок русского языка в 9 классе
Подготовила: Оноприенко Т.Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Очкуровская СОШ»
2012г.
Слайд 2Цель:
1) повторить содержание понятия обособления, интонацию обособления, виды обособленных предложений,
условия обособления, необособления согласованных и несогласованных определений, способы выражения обособленных
обстоятельств, условия их обособления, необособления;
2) научить находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснять устно и графически условия обособления, необособления определений и обстоятельств;
3) систематизировать и обобщить знания учащихся о предложениях с обособленными членами, повторить правописание гласных и согласных в корне слова.
Слайд 3Проверка домашнего задания
Конкурс «Юный оратор» на тему «дисциплина — свобода
или необходимость?»
Указать виды односоставных предложений, коллективное рецензирование ответа.
Написать на доске
отрывки из «Прощальной песни» (упр. 30), подчёркнуть главный член в определённо-личных односоставных предложениях, указать слова, грамматически не связанные с предложением, рассказать о пунктуации при них.
Слайд 4Повторение сведений по теме «Предложения с обособленными членами».
— Что
такое обособление?
— Назовите условия обособления согласованных и не согласованных определений.
—
Назовите способы выражения обособленных обстоятельств, условия обособления.
— В чём особенность обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами?
— Как выражается интонация обособления?
Слайд 5Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
(определениями
и приложениями)
Слайд 6Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
(определениями
и приложениями)
Слайд 7Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
(определениями
и приложениями)
Слайд 8Знаки препинания в предложениях
с обособленными приложениями
Слайд 9Знаки препинания в предложениях
с обособленными приложениями
Слайд 10Знаки препинания в предложениях
с обособленными приложениями
Слайд 11Работа по учебнику.
В упр. 32 на с. 19 аргументировать постановку
запятых, переписать, вставляя пропущенные буквы, найти уточняющие обстоятельства и вводные
слова.
Слайд 12Самостоятельная рбота
. В упр. 34 определить тип текста, графически отметить
причастные обороты, назвать условия обособления, прочитать выразительно текст, соблюдая эти
условия.
Ответить на вопрос: Как понимаете выражение «проснувшимся Везувием».
Морфологический разбор причастий выполняют по вариантам:
а) I вариант — морфологический разбор действительно го причастия;
б) II вариант — морфологический разбор страдательного причастия.
(план разбора на с. 196 учебника)
Слайд 13Материалы энциклопедического справочника
Везувий — действующий вулкан в Италии высотой
1277 м. Вулкан — коническая гора с кратером на вершине,
через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.
Слайд 14Самостоятельная работа
. В упр. 36 записать предложения, обозначая графически причастные
и деепричастные обороты, расставляют запятые, соблюдая условия обособления определений и
обстоятельств, объяснить, какие из причастных оборотов не являются обособленными, подобрать из текста:
а) причастия, соответствующие схеме:
б) деепричастие, соответствующее схеме:
Слайд 15Задание по выбору . (Списать)
Зимой 1825 года Пущин пр..вёз ссыльному
Пушкину в Михайловское затеря..ное в снегах и м..телях рукописный список
комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедия начавшая своё изус..ное триумфальное ше..твие по Росси.. была встрече..а молодыми силами русского общества с л..кованием. Россия выстр..дала героя (бунтаря) предвес..ника нового пок..ления и поэтому каждое обл..чительное слово Ча..кого нах..дило взрывной отклик в прогрессивной Росси.. . Голос Ча..кого, ум Ча..кого, страсть Ча..кого это голос ум и страсть самого Грибоедова но не только: устами Ча..кого говорила вся прогрессивная Россия.
Слайд 16Творческое задание (по выбору)
Прогуливаясь в парке, можно любоваться очаровательными кронами
деревьев, вырисовывающимися на фоне осеннего неба. …
Слайд 17Тест
1. Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
а)
Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул.
б) Он нетерпеливо
теребил снятую с правой руки перчатку.
в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.
г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.
Слайд 18Тест
2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки
препинания не расставлены).
а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством.
б)
Бунина большинство знает как прозаика.
в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой.
г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса
Слайд 19Тест
3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться?
а)
смотрел не сводя глаз
б) слезает рукой опершись на седло
в) взвилась
рассекая потёмки
г) мчится погоняя свои салазки
Слайд 21Итог урока
— Что такое обособление?
— В чём особенность обособления обстоятельств,
выраженных деепричастными оборотами?
— Как выражается интонация обособления?
Слайд 22Домашнее задание
а) упр. 35 на с. 20;
б) подготовить связный рассказ
на тему «Предложения с обособленными членами» (для всех) на конкурс
«Юный оратор»;
в) написать сочинение по заданию в упр. 37 на с. 21
Слайд 23Литература
Тростенцова, Л.А., Ладыженская Т.А. Учебник «Русский язык» в 9
классе, — М.: Просвещение, 2011
Тростенцова Л. А.
Русский
язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. — М.: Просвещение, 2011.
Репродукции картин из Интернета.