Слайд 1учитель русского языка и литературы
Данюшкина Юлия Сергеевна
МБОУ « Новопогощенская СОШ»
Вставные
конструкции
Слайд 2Цели урока:
1. Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при
них.
2. Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме
предложения с вставными конструкциями.
3. Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами.
4. Cодействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих способность к творческой деятельности.
Слайд 3Найти лишнее, объяснить:
1. собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
2. современник, связаны,
естественно, пустынный;
3. по-французски, по_зимнему,
по _нашему, по_видимому;
4. окружённый, холщовый, плечом,
горячо.
Слайд 4ИНФОРМАЦИЯ
ИНФОРМИРОВАТЬ
Информация
(лат. Informatio «изображать, представлять»).
Сделайте морфемный разбор слова информировать
Слайд 5Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания»
информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по
словам (4) и действиям автора.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3 ) 3,4 4) 1,3
Слайд 7Что такое вставные конструкции?
Вставные конструкции- это предложения, словосочетания,
которые передают дополнительную, пояснительную уточняющую информацию, они расширяют информацию ,
которая содержится в предложении .
Например:
Я не успел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо), но мне показалось, что он глубоко тронут.
(И. Тургенев)
Слайд 8Как они выделяются на письме?
Вставные конструкции на письме выделяются
тире или скобками, а в устной речи – более отчетливо
выраженной интонацией вводности (паузы, понижение голоса, более быстрый темп произнесения).
Например:
А ты бы, милый Соловей (ты знаешь, как голос твой прельщает всех), ты б убаюкивал их песенкой своей.
( И. Крылов)
Слайд 9Каким членом предложения являются?
Вставные конструкции не являются членами предложения и
не имеют грамматической связи ни с одним членом предложения.
Слайд 10Необходимо знать:
Что вставные конструкции часто совпадают с предложениями, но если
в простое предложение включена вставная конструкция, то это предложение остается
простым, осложненным вставной конструкцией;
Что скобки могут выделять вставную конструкцию и внутри предложения и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения;
Перед открывающей (первой) скобкой не ставится запятая, тире, двоеточие, точка с запятой.
Слайд 11Представим тему в виде схемы:
Вставные конструкции
1.Роль: дополнительные замечания
Комментарии
Пояснения и уточнения
2.Знаки:
1)……..(вст.к.)……. .
2)………......( вст.к.) .
3)...........- вст.к.-.… .
3.Грам.значение: не являются членом предложения
Слайд 12Запишите предложения и составьте их схемы
К счастью или к несчастью
в нашей жизни появляется книга рано или поздно изменяющая нашу
жизнь . Однажды войдя в квартиру у меня был от неё собственный ключ я услышал тихое пение .
Слайд 13Проверим
К счастью или к несчастью ,в нашей жизни появляется
книга, рано или поздно изменяющая нашу жизнь . Однажды, войдя
в квартиру,( у меня был от неё собственный ключ) я услышал тихое пение .
Слайд 14Расставим знаки препинания
Нас хорошо кормили но воды не
питьевой а для умывания было мало (Кав.); Иногда дни сверкали
лучше летних белизна замороженного снега в упор сопротивлялась солнечному огню и чистый воздух остро мерцал от колкого холода и тягучего тепла (Плат.); За темным каналом это и была Пряжка подымались стапели судостроительных заводов.
Слайд 15Проверим себя
Нас хорошо кормили, но воды — не питьевой, а
для умывания — было мало (Кав.); Иногда дни сверкали лучше
летних — белизна замороженного снега в упор сопротивлялась солнечному огню — и чистый воздух остро мерцал от колкого холода и тягучего тепла (Плат.); За темным каналом — это и была Пряжка — подымались стапели судостроительных заводов.
Слайд 16Составьте предложение со словом
соразмерность
Слайд 17Предложение
Симметрия (в переводе с греческого языка) означает соразмерность.
Слайд 18Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме
знак препинания — тире или скобки.
Если я заболею,
к врачам
обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
не сочтите, что это в бреду:
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Слайд 19Проверьте себя:
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне
окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.