Разделы презентаций


Презентация к уроку "Морфологические средства выразительности языка"

Содержание

Повторение. Какое средство выразительности здесь использовано?Была тишина, тишина, тишина.Вдруг грохотом грома сменилась она.И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь:Дождик закрапал. закрапал по крыше .Сейчас барабанить он станет,Уже барабанит, уже

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Презентация к уроку русского языка
10 класс
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна
учитель

русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Морфологические средства выразительности речи

Презентация к уроку русского языка 10 классАвтор: Гаврилова Татьяна Владимировнаучитель русского языка и литературыМКОУ «Сосновская СОШ»Морфологические средства

Слайд 2Повторение. Какое средство выразительности здесь использовано?
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома

сменилась она.
И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь:
Дождик

закрапал. закрапал по крыше .
Сейчас барабанить он станет,
Уже барабанит, уже барабанит.

Аллитерация

Повторение. Какое средство выразительности здесь использовано?Была тишина, тишина, тишина.Вдруг грохотом грома сменилась она.И вот уже слышишь ты,

Слайд 3Повторение. Какое средство выразительности здесь использовано?
1. Умный дурак опасней врага.
2.

Они сошлись:
Волна и камень,
Стихи и проза,

Лед и пламень..
3. Смотри, какой дом- большой, огромный. громадный . прям-таки грандиозный!
4. Бахрома снегов сверкала на солнце
5. Как змея своей чешуей сверкая, серебряной нитью вился Аракс
6. Море смеялось и плакало .
Повторение. Какое средство выразительности здесь использовано?1. Умный дурак опасней врага. 2. Они сошлись:  Волна и камень,

Слайд 4Проверка
1. Оксюморон
2. Антитеза
3. Градация
4. Метафора
5. Сравнение
6. Олицетворение

Проверка1. Оксюморон2. Антитеза3. Градация4. Метафора5. Сравнение6. Олицетворение

Слайд 5Определить роль глаголов в текстах
1. И , как судьба

меня ни хлопай,
Я устремлен душой своей
К тебе., о синий Енисей!
2.

Он вышел из-за своего большого рабочего стола. И мы уселись в креслах около низкого столика..
Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?»
Определить роль  глаголов в текстах 1. И , как судьба меня ни хлопай,Я устремлен душой своейК

Слайд 6Проверка
1. Формы повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности.
2.

Употребление форм множественного числа глаголов вместо форм единственного числа при

отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному . как неопределенное
Проверка1. Формы повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности.2. Употребление форм множественного числа глаголов вместо форм

Слайд 7Какова роль существительных в стихотворении?
Свет ночной, ночные тени,  Тени без конца,  Ряд волшебных изменений  Милого лица.  В дымках тучка, пурпур

розы,  Отблеск янтаря,  И лобзания, и слезы,  И заря, заря!.. (А. А. Фет)

Какова роль существительных в стихотворении? Свет ночной, ночные тени,  Тени без конца,  Ряд волшебных изменений  Милого лица.  В дымках тучка, пурпур розы,  Отблеск

Слайд 8 Определите выразительную роль приставки раз- (рас-) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л.

Пастернаку.
Рас-стояние: версты, мили...  Нас рас-ставили, рас-садили,  Чтобы тихо себя вели  По двум разным

концам земли.  Рас-стояние: версты, дали...  Нас расклеили, распаяли,  В две руки развели, распяв,  И не знали, что это сплав  Вдохновений и сухожилий...  Не рассóрили — рассори́ли, 

Расслоили...  Стена да ров.  Расселили нас, как орлов —  Заговорщиков: версты, дали...  Не расстроили — растеряли.  По трущобам земных широт  Рассовали нас, как сирот.  Который уж — ну который — март?!  Разбили нас — как колоду карт!

Определите выразительную роль приставки раз- (рас-) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку. Рас-стояние: версты, мили...  Нас рас-ставили,

Слайд 9Особое значение выразительности тексту придают суффиксы оценки.
. Уменьшительно-ласкательные

значения обозначаются при помощи суффиксов:
ик:-чик: -ок, -ёк: -к-: -оч-к-а, -еч-к-а: -ец, -ц-о (-ц-е), -иц-е, -ец-о: -еньк-а, -оньк-а: -ушк-а, -юшк-а: -ышк-о:

Пренебрежительные оттенки

существительных обозначаются при помощи суффиксов:
          -ишк-о, -ишк-а: городишко, человечишка, хвастунишка;           -ёнк-а, -онк-а: избёнка, шубёнка, клячонка.
Особое значение выразительности тексту  придают суффиксы оценки.  . Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:ик:-чик: -ок,

Слайд 10Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов: -ищ-е, -ищ-а: домище, ручища.

Составить

предложения.
1 группа с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения
2 группа с суффиксами

пренебрежительного и увеличительного значения

Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:  -ищ-е, -ищ-а: домище, ручища.Составить предложения.1 группа с суффиксами уменьшительно- ласкательного

Слайд 11Игровой момент
Изобразите с помощью жестов и мимики следующие ситуации
Восторг

от вида собора Нотр-Дам де Пари
Изумление перед красотой

зведного неба
Умиление при виде животных

Игровой момент Изобразите с помощью жестов и мимики следующие  ситуацииВосторг от вида собора  Нотр-Дам де

Слайд 12Составить юмористический рассказ о школьной жизни с использованием

глаголов

Издать юмористические приказы с использованием глаголов.

Составить юмористический рассказ  о школьной жизни  с использованием глаголовИздать юмористические приказы с использованием глаголов.

Слайд 13Составить текст-описание из­вестной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря»

с помощью следующих деепричастных оборотов:
1) всматриваясь в картину;
2) символизируя смелость

и отвагу;
3) напряженно вглядываясь;
4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;
5) готовясь вступить в смертельную схватку;
6) внушая страх противнику;
7) спокойно наклонив голову;
8) почуя врага;
9) лукаво улыбаясь;
10) поражая находчивостью;
11) держа в правой руке гусли;
12) не боясь вражеских полчищ;
13) как будто возвышаясь над землей;
14) мужественно защищая свое Отечество

Составить текст-описание из­вестной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря» с помощью следующих деепричастных оборотов: 1) всматриваясь

Слайд 14Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
1).Если кто-нибудь скажет мне что-либо против

Белова, я дам ему по физиономии.. В доме царил беспорядок:

на столе лежал молоток без никакой пользы. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений. 1).Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Белова, я дам ему по физиономии..

Слайд 15Исправьте ошибки в употреблении местоимений
2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с

него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.. Когда у

ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать
3)Гусь среди их был самый старый и степенный. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в

Слайд 16Исправьте ошибки в употреблении местоимений
4). Многие школьники поехали на каникулы

в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть.. Позади его

ехала машина. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе.. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер. Отец умер, когда ему было шесть лет.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений4). Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо

Слайд 17Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных

батюшки,

матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш,

марш ,: хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините, подумаешь, будет, прости,: вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно ;
Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных    батюшки, матушки. беда, дудки, крышка,

Слайд 18Междометия для выражения:
эмоций
ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот

это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу,

как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...
команды, приказа, призыва, побуждения к действию
на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...
речевого этикета
здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...


Междометия для выражения: эмоцийах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну,

Слайд 19Междометия
Гм. Эге.. Вжик .Дудки. Грох (хлоп). Шмыг.. Бе.Стоп. Бис.. Брень.

Ага, ай, ах, ба, ого, ой, ох, тьфу, увы, ух,

э, эах, эге, эх Айда, ау, баста, вон, гоп, ура, эге-гей, эй
 

МеждометияГм. Эге.. Вжик .Дудки. Грох (хлоп). Шмыг.. Бе.Стоп. Бис.. Брень. Ага, ай, ах, ба, ого, ой, ох,

Слайд 20В завершение
Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь,

вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте.

Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

В завершениеВы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика