Слайд 1Презентация к уроку русского языка
10 класс
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна
учитель
русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Морфологические средства выразительности речи
Слайд 2Повторение.
Какое средство выразительности здесь использовано?
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома
сменилась она.
И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь:
Дождик
закрапал. закрапал по крыше .
Сейчас барабанить он станет,
Уже барабанит, уже барабанит.
Аллитерация
Слайд 3Повторение.
Какое средство выразительности здесь использовано?
1. Умный дурак опасней врага.
2.
Они сошлись:
Волна и камень,
Стихи и проза,
Лед и пламень..
3. Смотри, какой дом- большой, огромный. громадный . прям-таки грандиозный!
4. Бахрома снегов сверкала на солнце
5. Как змея своей чешуей сверкая, серебряной нитью вился Аракс
6. Море смеялось и плакало .
Слайд 4Проверка
1. Оксюморон
2. Антитеза
3. Градация
4. Метафора
5. Сравнение
6. Олицетворение
Слайд 5Определить роль глаголов в текстах
1. И , как судьба
меня ни хлопай,
Я устремлен душой своей
К тебе., о синий Енисей!
2.
Он вышел из-за своего большого рабочего стола. И мы уселись в креслах около низкого столика..
Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?»
Слайд 6Проверка
1. Формы повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности.
2.
Употребление форм множественного числа глаголов вместо форм единственного числа при
отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному . как неопределенное
Слайд 7Какова роль существительных в стихотворении?
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымках тучка, пурпур
розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!.. (А. А. Фет)
Слайд 8
Определите выразительную роль приставки раз- (рас-) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л.
Пастернаку.
Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным
концам земли.
Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассóрили — рассори́ли,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов —
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж — ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!
Слайд 9Особое значение выразительности тексту придают суффиксы оценки.
. Уменьшительно-ласкательные
значения обозначаются при помощи суффиксов:
ик:-чик: -ок, -ёк:
-к-:
-оч-к-а, -еч-к-а:
-ец, -ц-о (-ц-е), -иц-е, -ец-о:
-еньк-а, -оньк-а:
-ушк-а, -юшк-а:
-ышк-о:
Пренебрежительные оттенки
существительных обозначаются при помощи суффиксов:
-ишк-о, -ишк-а: городишко, человечишка, хвастунишка;
-ёнк-а, -онк-а: избёнка, шубёнка, клячонка.
Слайд 10Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
-ищ-е, -ищ-а: домище, ручища.
Составить
предложения.
1 группа с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения
2 группа с суффиксами
пренебрежительного и увеличительного значения
Слайд 11Игровой момент
Изобразите с помощью жестов и мимики следующие ситуации
Восторг
от вида собора Нотр-Дам де Пари
Изумление перед красотой
зведного неба
Умиление при виде животных
Слайд 12Составить юмористический рассказ о школьной жизни с использованием
глаголов
Издать юмористические приказы с использованием глаголов.
Слайд 13Составить текст-описание известной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря»
с помощью следующих деепричастных оборотов:
1) всматриваясь в картину;
2) символизируя смелость
и отвагу;
3) напряженно вглядываясь;
4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;
5) готовясь вступить в смертельную схватку;
6) внушая страх противнику;
7) спокойно наклонив голову;
8) почуя врага;
9) лукаво улыбаясь;
10) поражая находчивостью;
11) держа в правой руке гусли;
12) не боясь вражеских полчищ;
13) как будто возвышаясь над землей;
14) мужественно защищая свое Отечество
Слайд 14Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
1).Если кто-нибудь скажет мне что-либо против
Белова, я дам ему по физиономии.. В доме царил беспорядок:
на столе лежал молоток без никакой пользы. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!.
Слайд 15Исправьте ошибки в употреблении местоимений
2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с
него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.. Когда у
ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать
3)Гусь среди их был самый старый и степенный. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет.
Слайд 16Исправьте ошибки в употреблении местоимений
4). Многие школьники поехали на каникулы
в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть.. Позади его
ехала машина. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе.. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер. Отец умер, когда ему было шесть лет.
Слайд 17Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных
батюшки,
матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш,
марш ,: хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините, подумаешь, будет, прости,: вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно ;
Слайд 18Междометия для выражения:
эмоций
ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот
это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу,
как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...
команды, приказа, призыва, побуждения к действию
на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...
речевого этикета
здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...
Слайд 19Междометия
Гм. Эге.. Вжик .Дудки. Грох (хлоп). Шмыг.. Бе.Стоп. Бис.. Брень.
Ага, ай, ах, ба, ого, ой, ох, тьфу, увы, ух,
э, эах, эге, эх Айда, ау, баста, вон, гоп, ура, эге-гей, эй
Слайд 20В завершение
Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь,
вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте.
Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.