Слайд 1
Урок русского языка, 9 класс
Слайд 3Цели:
актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными
видами связи – союзной и бессоюзной;
формировать умение анализировать, строить
и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
работа
1.(Когда),(которая),[то]
2.[ ],(что,(когда),)
3.(Чтобы) и ( ), [ ]
4.(Где),[ ],( какое)
5.[
],(что), (которая)
6.(Чтобы),(которое),[ ]
7.[ ],( что (если),то )
- Определи по схемам вид подчинения : последовательное (I), параллельное(II),однородное(III)
Слайд 9 Роль одиночного союза И
1.(Когда) и (когда), [
].
2.[ o и o ].
3.Вт.ч.пр.[ ] и [ ].
4.[ ],
и [ ].
Слайд 10 Задание 1. графически объяснить, почему не стоит запятая между
предложениями перед сочинительным союзом.
Утром на восходе роса заливает травы
и пахнет сладко хлебом из каждой избы.
Слайд 11ПРОВЕРЯЕМ
Общий член обстоятельство
1) Утром на восходе роса заливает травы
и пахнет сладко хлебом из каждой избы.
[
[
]
]
Слайд 12объяснить, почему в сложном предложении не стоит запятая между его
частями перед сочинительным союзом.
Как только занималась заря и как только
двери заводили свой разноголосый концерт , старички уже сидели за столиком и пили кофе
Слайд 13ПРОВЕРЯЕМ
два однородных предложения, связанные союзом и.
2) Как только занималась заря
и как только двери заводили свой разноголосый концерт , старички
уже сидели за столиком и пили кофе .
(
(
)
)
когда?
когда?
[
]
Слайд 14 объяснить, почему не стоит запятая между предложениями перед сочинительным
союзом.
Это было в ту пору , когда все казалось радостным
и от жизни ждали только одни радости
Слайд 15ПРОВЕРЯЕМ
3) Это было в ту пору , когда все казалось
радостным и от жизни ждали только одни радости .
(
(
)
)
[
]
Слайд 16Какие виды связи в предложении
на схеме?
(что…), [ ] :
[ ].
(что…), [ ] : [ ].
Слайд 22Лингвистический эксперимент
Глубоко символично, что у слов Родина и природа
один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно
связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей, посаженной вместе с друзьями за околицей.
Слайд 23[ ], ( что..) ; [ …(где…), ..( ..которой…),
… ].
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и
подчинительной.
Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;
2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая – с речкой какой?- тоже определительная.
Слайд 24Разнообразие синтаксического строя -одно из проявлений богатства, выразительности языка, речи.
Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер,
делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной.
Слайд 25Домашнее задание:
1.выписать из художественной литературы предложения
с разными видами связи, составить схемы;
2.составить тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное предложение с разными видами связи».
Слайд 28Задание . Составьте схемы предложений.
1. Пароход не мог идти дальше:
за туманом не было видно перевальных огней …
2. Берега были
готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …
Слайд 29СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей
были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках,
эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза.
Слайд 30Активные ссылки на использованные изображения
Изображение совы http://domovouyasha.ru/wp-content/uploads/2013/03/jhd-211x300.jpg
Анимашка «Задумался» http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/554/90554256_4987267_vopros.gif