Слайд 1Презентация к уроку русского языка в 8 классе
«Вводные слова»
Шамрай Элла
Федоровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Березовской СОШ
Абанского района Красноярского края
Слайд 2Земля родная о тебе и сны и думы наши.
Здравствуй красавица
Волга!
Ой ты Волга родимая Волга, кто не любит твоих берегов!
Ты
догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан?
О муза ты была мне другом!
Нет дорогой ты не прав.
Говори, что хочешь Михаил я знаю, что ты скажешь .
Унылая пора очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса.
Прочитайте предложения, выделяя интонацией обращения.
Слайд 3Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.
- Вот, (1) папа,(2) мы с тобой не можем
заснуть, (3) и оба мы несчастливы.
Отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5) вроде бы ничего не понимая.
-Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда?.. Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моем доме – я счастлив!
Я всхлипнула, (10) а он обнял меня, (11) как маленькую. Ему всего и нужно было, чтобы мы были все вместе.
Слайд 4Внимательно прочитайте пары предложений. Объясните, какую функцию выполняют в каждом
из предложений выделенные слова
Решение должно быть найдено.
Ты, должно быть, меня
не расслышал.
Благородный труд ведет человека к счастью.
Погода, к счастью, не помешала нам.
Постарайся все выполнить по-моему.
По-моему, мы заблудились.
Слайд 5Вводные слова -
Слова или сочетания слов, при
помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чём
он сообщает
Слайд 6Отличие вводных слов от других слов в предложении
Члены
предложения связаны между собой синтаксической связью, поэтому к каждому из
них можно поставить вопрос от другого члена предложения.
что делает?
Она кажется утомленной.
Вводные слова (конструкции) НЕ ЯВЛЯЮТСЯ членами предложения, поэтому к ним НЕЛЬЗЯ поставить вопрос, их можно опустить или перенести в другую часть предложения.
Я, кажется, вас поняла.
++++++++++++++++++++++
Слайд 7Знаки препинания при вводных словах и предложениях
Слайд 8 Вводные слова и предложения при произнесении выделяются интонацией,
а на письме знаками препинания.
Вводные слова не являются
членами предложения.
Запомни !
Слайд 9не являются
членами
предложения
выделяются
паузой в устной
речи и запятыми
на письме.
выражают отношение к
сообщаемому
Слайд 10Различная степень уверенности
Прочитайте предложения. Найдите вводные слова. Подумайте, какое значение
они имеют.
Слайд 11
Конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, кажется,
без всякого сомнения, вероятно,
по
всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может
быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
Составьте предложение, используя данные слова в качестве вводных
Слайд 12Различные чувства (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.)
Прочитайте предложения.
Найдите вводные слова. Подумайте, какое значение они имеют.
Слайд 13
К счастью, к радости, к удовольствию,
к сожалению, к несчастью,
к удивлению,
к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде,
странное дело, неровен час,
чего доброго, как нарочно и др.
Составьте предложение, используя данные слова в качестве вводных
Слайд 14Порядок оформления мыслей
Прочитайте предложения. Найдите вводные слова. Подумайте, какое значение
они имеют.
Слайд 15
Во-первых, во-вторых, итак, следовательно, значит, наконец, напротив, например, таким образом,
например, в частности, кроме того,
к тому же, в довершении
всего, вдобавок, притом, с одной стороны,
с другой стороны, впрочем,
между прочим, в общем, сверх того, стало быть, главное, кстати и др.
Составьте предложение, используя данные слова в качестве вводных
Слайд 16Способ оформления мыслей
Словом, Сторешников с каждым днём всё твёрже думал
жениться.
Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник.
Мы встали
и пошли доталкиваться к колодцу или, вернее, к фонтану.
Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
Прочитайте предложения. Найдите вводные слова. Подумайте, какое значение они имеют.
Слайд 17
словом, одним словом,
короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так
сказать,
другими словами, лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по
правде говоря,
между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др.
Составьте предложение, используя данные слова в качестве вводных
Слайд 18По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.
По
сообщениям синоптиков, весна будет ранней.
Мы справимся с заданием, по моему
мнению.
Враг, по имеющимся сведениям, попытается прорваться в ближайшие дни.
Источник сообщения
Прочитайте предложения. Найдите вводные слова. Подумайте, какое значение они имеют.
Слайд 19Составьте предложение, используя данные слова в качестве вводных
Слайд 20Прочитайте предложения. Найдите вводные слова. Подумайте, какое значение они имеют.
Слайд 21по обыкновению, по обычаю, бывает, случается,
как водится, как и
всегда, как это бывает,
как это случается,
как это случается иногда
Составьте
предложение, используя данные слова в качестве вводных
Слайд 22 Обращение к собеседнику или к читателю с целью привлечь
его внимание
Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.
Растолкуйте
мне, пожалуйста, что за чудеса такие.
Видишь ли, я не успел вовремя оформить документы.
Будьте добры, передайте билетик.
Послушайте, вы неправильно поняли мои аргументы.
Прочитайте предложения. Найдите вводные слова. Подумайте, какое значение они имеют.
Слайд 23Составьте предложение, используя данные слова в качестве вводных
Слайд 24Оценка меры, степени того, о чём говорится
Разговаривал со мной, по крайней
мере, как командующий армией.
В той или иной степени, этот вопрос
касается каждого из нас.
Опаздаем минут на пятнадцать, самое большое, на полчаса.
Прочитайте предложения. Найдите вводные слова. Подумайте, какое значение они имеют.
Слайд 25По меньшей мере,
по крайней мере,
в той или иной
степени,
в значительной мере,
самое большее,
самое меньшее и др.
Составьте предложение, используя
данные слова в качестве вводных
Слайд 26Ответь на вопросы
Какие слова в предложении называются вводными?
Какие значения могут
иметь вводные слова и вводные предложения?
Как выделяются вводные слова и
предложения в речи и на письме?
Слайд 27Третий лишний
Вероятно 1. Значит
Словно
2. Во-первых
Итак
3. Только
1. Вот
2. По мнению
3. Кажется
Слайд 28
Мой друг заболел.
К общей радости
Как на беду
Одним словом
Слайд 29Весь класс отправился в поход.
Вероятно
Будьте добры
Стало быть
Этот
разговор ни к чему хорошему не приведет.
По моему
мнению
Очевидно
К счастью
Слайд 30
Завтра будет хорошая погода.
Эта повесть нам понравилась.
Экскурсия будет интересной.
Дорога была
ровная.
Корабль причалил к пристани.
Сегодня на улице будет тепло.
Используя вводные слова,
выразите различное отношение к тому сообщению, которое содержится в предложениях
Слайд 31Найдите вводные слова. Определите их значения
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я.
По
мнению Вернадского, живой организм и земная кора близки по химическому составу.
По летописной легенде, Владимир Мономах получил шапку от византийского императора Константина.
И, наконец, всё ещё впереди.
В прошлом году они, похоже, познакомились.
Итак, у Ильи Лапшина я встретился со Слуцким.
Слайд 32
Вставьте вводные слова в предложения, выражающие: а) уверенность, б) неуверенность
Липа
– одно из самых красивых, весёлых и нежных деревьев.
В русских
лесах нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба.
Не все из нас видели лесную калину.
В клетках воробьёв не держат.
Это лоси забрели в город в ночное время.
Слайд 33Найдите вводные слова, расставьте знаки препинания
1. Кажется ваша история там
наделала много шуму.
2. Наша команда безусловно победит.
3. Одним словом у
этого человека наблюдалось постоянное стремление окружить себя оболочкой.
4. По-видимому он остался очень доволен вознаграждением.
5. Значит по-вашему ему легко.
6. На голове у дамы правда была шляпка, а в руках зонтик.
Слайд 34На месте каких пропусков нужно поставить запятую?
1. Конечно (1) далеко
не каждому дано совершить открытие.
2. Он (1) может быть (2)
где угодно.
3. Эта (1) казалось бы (2) незначительная деталь имеет очень глубокий смысл.
4. Вот (1) пожалуй (2) и все.
5. Мне (1) кажется, что ему (2) может (3) понадобиться наша помощь.
6. В высшем свете (1) наверняка (2) знали, чем кончится эта история.
7. Итак (1) теперь уже ничто не мешало их счастливому союзу.
Слайд 35
Правда глаза колет.
Правда, дорога в этом месте сворачивает в другую сторону.
Сопоставьте
Слайд 36Что вы можете сказать об этих предложениях?
Друзья, будем строить дом
по моему проекту.
Отреставрируем, отремонтируем и сделаем все по-моему.
По-моему, знания условий
строительства просто необходимы.
Слайд 37Здесь, по мнению старожилов, когда-то была деревня.
Нам надо прислушаться
к мнению старожилов.
Мы, может быть, пойдем в поход.
Что может
быть лучше дождя в жару?!
Погода, к счастью, нас не подвела.
К нашему счастью добавилось и несчастье.
Сравните предложения и объясните знаки препинания
Слайд 38Отличия вводных слов от членов предложения
Слайд 39
Видно Базаров любил птиц и животных.
Мне отсюда хорошо видно.
Правду сказать
Евсеич был охотник знатный.
Вам придется сказать правду.
Но может
быть вы хотите знать продолжение этой истории?
Что может быть лучше хорошей песни вечерком?
Расставьте знаки препинания
Слайд 41В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые
обозначают запятые при вводном слове
Римский философ Сенека в самом начале
нашей эры, (1) размышляя о времени, (2) в одном из писем к Луцилию, (3) которые, (4) впрочем, (5) можно адресовать и всем молодым людям нашего времени, (6) писал…
Слайд 42В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые
обозначают запятые при вводном слове
Тихий, (1) молчаливый, (2) сдержанный, (3)
он появлялся в мастерских, (4) где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи,(5) и ,(6) случалось, (7) покупал их для своей галереи прежде, (8) чем они успевали появиться на выставке.
Слайд 43В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают
запятые при вводном слове
Из твоей части, (1) из другой –
было невозможно, (2) чтобы кто-то отвернулся, (3) сделав вид, (4) что не заметил. Помогали, (5) тащили на себе, (6) перевязывали, (7) подвозили… Кое-кто, (8) может, (9) и нарушал этот закон фронтовой жизни, (10) так ведь были и дезертиры, (11) и самострелы.
Слайд 44В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые
обозначают запятые при вводном слове
Поднялся из самых низов, (1) пришёл
из Суконной слободки, (2) чтобы дать миру, (3) по выражению Стасова, (4) «радость безмерную».
Слайд 45В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые
обозначают запятые при вводном слове
Разумеется, (1) он не сидел всё
лето, (2) просто, (3) если человек пробыл всё лето в городе, (4) даже не без удовольствия и пользы, (5) всё равно говорится «просидел».
Слайд 46В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при вводном слове (выражении).
В нем,(1) казалось,(2) не было
ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4) по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец.
Слайд 47В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при вводном слове (выражении).
Отец мой,(1) несмотря на профессию,(2) требовавшую
трезвого взгляда на вещи,(3) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Очевидно,(4) из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте.
Слайд 48В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при вводном слове (выражении).
По-моему(1), радость была не такая частая
гостья в нашей семье,
(2) чтобы заставлять нас,(3) детей,(4) томиться,(4) дожидаясь ее прихода.
Слайд 49Рефлексия
Что о вводных словах я знал(а) раньше?
Что узнал(а) сегодня на
уроке?
Что кажется мне понятным?
Над чем ещё нужно поработать?
Слайд 50Список использованных источников
М. А. Брагина, 2002 г. Издательство РУДН, 2002
г.
В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9
классы. Москва. Просвещение. 1999 г
Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Москва. ВАКО. 2007 г.
Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис-пресс. 2006 г.
Н.В.Сиденко. Поурочные планы по русскому языку 9 класс ( по учебнику Бархударова). Издательство «Учитель - АСТ» Волгоград, 2014
А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 9 класс. «Творческий центр» Москва, 2015год
Федеральный Институт Педагогических Измерений
http://www.fipi.ru/
Персональный сайт учителя русского языка Перовой И.Н.
http://peressa2009.narod2.ru/Gotovimsya_k_uroku/