Слайд 1Урок русского языка в 5классе
Тема: Тематические группы слов.
Развитие речи. Диалог.
Учитель русского языка и литературы Фролова Валентина Ивановна
Слайд 2Цель урока:
Познакомить с понятием "тематическая группа слов";
Достичь усвоения учащимися
изучаемого материала на практике;
Развивать речь;
Воспитывать нравственные качества.
Слайд 3Актуализация опорных знаний учащихся.
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Вспомните теремок, о котором мы говорили на предыдущих уроках.
Какой раздел русского языка мы изучаем?
Назовите хозяйку дома.
Что такое богатство русского языка?
Слайд 5Используя опорные предложения, расскажите о лексикологии.
Если слово имеет одно лексическое
значение, оно называется ... .
Многозначным называется слово, которое... .
У слова может быть ... и ... значений.
По значению выделяют такие группы слов, как ..., ..., ... .
Слайд 6Исследование
Все слова, стоящие в скобках, имеют какое-то отношение к
стоящему слову перед скобками. Выберите только два существенных и запишите.
1.Сад(растения, садовник, собака, земля). 2.Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода ).
3.Города (автомобиль, здание, толпа, улица). 4.Война(аэроплан, пушка, сражения,ружья, солдаты).
Слайд 7Проверка
Сад: растения, земля.
Река: берег, вода.
Города: здание, улица.
Война:
сражения, солдаты.
В лексическом значении слов может быть что-то общее,
что объединяет эти слова.
Такие слова объединяются в тематические группы.
Слайд 8Назвать общий признак тематической группы
Слайд 9Обьяснение учителя
Во всех этих словах есть одно общее (родовое) понятие
– цветок. Но в то же время каждый из цветков
имеет свои отличительные особенности.
Слайд 10Работа с учебной статьей(стр.125)
Задание.
Найти в указанных словах названия рода и вида. Составьте предложения со словами.
Яблоки, груши, фрукты, сливы, абрикосы.
Слайд 11Вывод
Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово
с широким, родовым.
Липа, клен, ель – деревья.
Слайд 12Тренировочные упражнения
Прочитайте группы слов и определите, какой признак позволил объединить
эти слова в одну группу.
Мама, папа, брат, сестра, дедушка,
бабушка.
Стол, стул, диван, кресло, тумбочка.
Стакан, чашка, тарелка, блюдце.
Карандаш, ручка, фломастер.
Слайд 13Найдите лишнее слово
Увлечения – рисование, дружба, коллекционирование, путешествия.
Слайд 14Игра" Кто больше, точнее, быстрее?"
Составьте тематические группы слов(работа в
группе):осень, зима, весна, лето. Составьте с ними 3 предложения.
Слайд 15 Самостоятельная работа.
На месте
пропусков напишите слова, входящие в тематическую группу данного обобщенного понятия:
Взаимоотношения в семье:
Праздники:
Игры:
Для справок: доверие, Рождество, понимание, " 8 Марта", "морской бой", преданность, день рождения, уважение, Новый год, "прятки", "классики".
Слайд 16Проверь себя
Взаимоотношения в семье: доверие,
понимание, преданность, уважение.
Праздники: Рождество, 8 Марта, Новый год,
день рождения.
Игры: "морской бой", "прятки", "классики".
Слайд 17Пословицы.
Какой темой объеденены пословицы? Объясните смысл одной
из пословиц.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Кто
спортом занимается, тот силы набирается.
Пешком ходить – долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Слайд 18Развитие речи
Чтение текста учителем.(Определить тему и стиль текста.Рассказать о своей
коллекции).
Чтение диалога по ролям.(Упр.343).
Составление диалога по ситуации: рассказать
знакомому о своем увлечении.
Слайд 19Рефлексия
Тематическая группа слов - ... .
Тематическая группа слов образуется
... .
Слайд 20Домашнее задание
Повторить изученное по теме" Лексикология"
Написать мини-сочинение о своем
увлечении.