Слайд 1Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
Опыт работы
Шевченко Г.А.,
Учителя русского языка и литературы
МОБУСОШ № 1
г.. Новокубанска
Слайд 2Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо – это целостная
система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и
письма.
Слайд 3Цели:1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность,
осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2)
развитие таких качеств личности, как критическое мышление; рефлексивность; коммуникативность;
мобильность; самостоятельность; толерантность; ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности;
3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации).
Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности,
который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания,
объективности подхода к окружающему человека информационному полю.
Слайд 4
Задачи: научить школьников
1) выделять причинно-следственные связи;
2) рассматривать новые идеи и знания
в контексте уже имеющихся;
3) отвергать ненужную и неверную информацию;
4) понимать,
как различные части полученной информации связаны между собой;
5) выделять ошибки в рассуждениии;
6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
Слайд 5Технология дает ученику:
повышение эффективности восприятия информации
повышение интереса как к изучаемому
материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически
мыслить
учение ответственно относиться к собственному образованию
умение работать в сотрудничестве с другими
повышение качества образования учеников
желание и умение стать человеком, который учиться в течение всей жизни
Слайд 6Технология дает учителю:
умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного
сотрудничества
возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют
развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность
Слайд 7«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение
погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные закны». (Н. Гоголь)
В
этих словах великого писателя нужно особо подчеркнуть четыре слова – наслаждение, погрузиться, чудные законы, потому что, только научившись погружаться в чудные законы языка, ученики придут к пониманию правил, логики, системы его.
Это главное в обучении языку.
Слайд 8«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно». (Б. Желтков)
Это
об атмосфере на уроке, о состоянии души ребенка. Надо, чтобы
на каждый урок ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке.
Слайд 9
«Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг».
(В. Солоухин)
Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об
индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе - личность.
Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе - личность.
Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об индивидуальном подходе:
учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе - личность.
Слайд 12 «Тонкие» и «толстые» вопросы
Может быть использован на
любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до
изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Слайд 14Кластер
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по
поводу какой-либо темы.
Данный прием можно применять на самых разных
этапах урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Слайд 15При использовании данного приёма материал усваивается лучше, так как, создавая
кластер учащиеся часто обращаются к тексту.
Слайд 20ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА!
Название проекта
Слайд 21Заказчик проекта
Школьная библиотека
Слайд 22Руководители проекта:
Машкарина Ольга Вадимовна , учитель русского языка и литературы
высшей категории
Хисамова Татьяна Петровна, педагог - библиотекарь
Слайд 23Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
Литературное чтение
Слайд 24Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
Библиотековедение
Книговедение
К
Слайд 25Тип проекта
по доминирующей деятельности учащихся
Информационный проект
направлен на
сбор информации о роли книги в жизни человека и значении
библиотеки в повышении интереса к книге с целью анализа, обобщения и представления информации для учащихся 4-5 классов.
Выходом проекта является показ видеофильма учащимся гимназии и публикация в сети Internet.
Слайд 26Тип проекта по продолжительности
Долгосрочный проект
(2 месяца)
Выполняется в группе.
Весь цикл реализации проекта от определения темы до
презентации (защиты) выполняется во внеурочное время.
Слайд 27График работы над проектом
Определение темы проекта.
Формирование группы для проведения исследования.
Обсуждение
плана работы учащихся в группе. Заполнение листа планирования работы в
группе.
Самостоятельная работа группы по выполнению заданий.
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе.
Анализ и самоанализ каждого этапа реализации проекта. Заполнение листов самооценки успешности своего участия в группе учебного проекта «Пусть всегда будет книга!».
Презентация проекта. Заполнение листа оценивания презентации.
Слайд 28Необходимое оборудование
Материально-техническое обеспечение: компьютер с соответствующим периферийным оборудованием и программным
обеспечением. Фотокамера.
Информационное обеспечение: источники информации, в том числе библиотека,
Интернет , библиотечный каталоги и картотеки.
Организационное обеспечение : требуется специальное составление расписания занятий и выделение подходящей аудитории, учет режима работы библиотеки.
Учебно-методическое обеспечение: учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа «Помощь».
Кадровое обеспечение: заведующий лабораторией информатизации
Слайд 29Возраст учащихся, на который рассчитан проект
Учащиеся 4 - 5 классов
Слайд 30Состав проектной группы
Учащиеся 4 Б класса:
Гусева Дарья
Петина Ксения
Верещагин Кирилл
Слайд 31
Выдвижение гипотезы
- Есть
ли будущее у книги?
- Лучше спросить, есть ли будущее
у человека?!
- Если оно есть у человека, то оно есть и у книги!
Слайд 33Цели проекта
Практическая: доказать, что книги остаются популярным и необходимым
источником информации и никогда не станут пережитком прошлого.
Педагогическая:
сформировать компетентность в сфере
самостоятельной познавательной деятельности; приобретения навыков работы в команде;
работы с большими объемами информации;
умения увидеть проблему, наметить пути ее решения;
создания положительного имиджа школьной библиотеки.
Слайд 34Задачи проекта
Освоить представление :
о роли книги в жизни человека;
о значении
библиотеки в повышении интереса к книге.
Научиться:
шире использовать книги в повышении
своего культурного и образовательного уровня;
правильно пользоваться библиотечными ресурсами;
кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Слайд 35Вопросы проекта
Основополагающий проблемный вопрос:
Есть ли будущее у книги?
Вопросы , на
которые необходимо ответить участникам в ходе выполнения проекта:
Анкета
Любите ли Вы
читать?
Знаете ли Вы, как появилась книга?
Способен ли Интернет, электронная книга заменить книгу печатную?
Как часто Вы берете книги в библиотеке?
Читают ли книги в вашей семье?
Какие книги Вы любите читать?
Слайд 36Аннотация проекта
Актуальность:
Чтение – это уникальный феномен культуры, основной источник
знаний, важнейшая сторона духовной жизни общества. Сегодня снижается престиж чтения
, электронные носители информации для многих заменяют книгу.
Привлечение внимания к книге, возрождение любви к чтению – важнейшие задачи общества, ещё два десятилетия назад считавшегося самым читающим.
Слайд 38Планирование деятельности
Ознакомление учащихся с историей возникновения книги и создания библиотек.
Просмотр видеоматериалов.
Анкетирование с целью изучения читательских интересов учащихся 4 -
5 классов.
Написание учащимися эссе «Какой книге ты отдаёшь предпочтение (бумажной или электронной) и почему». Анализ эссе.
Создание «Золотой полки » на основе проведённого исследования. Организация книжной выставки.
Создание видеофильма «Пусть всегда будет книга!»
Презентация продукта.
Слайд 39Выбор формы продукта
Создание рекламного видеофильма
«Пусть всегда будет
книга!»
Слайд 41Подготовка продукта
Сбор информации
Структурирование информации
Изготовление продукта
Оформление продукта
Слайд 42Выбор формы презентации
Устная защита проекта перед слушателями с мультимедийной презентацией.
Слайд 45
Самоооценка и самоанализ
На вопрос "Чему удалось научиться в ходе
работы над проектом?" учащиеся дали такие ответы:
распределять правильно время;
анализировать собственные
действия;
презентовать результаты своего труда;
доделывать все до конца;
достигать поставленной цели;
рассматривать тему с разных точек зрения.