Слайд 1Как употреблять в речи имена существительные общего рода.
Слайд 2Цели урока:
дать понятие о существительных общего рода;
развитие умений в
определении рода и употреблении их в речи;
развитие речи учащихся и
воспитание любви к русскому языку.
задачи урока:
Образовательная: изучить тему «Существительные общего рода»;
Развивающая: развивать творческое мышление, память учащихся;
Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества на уроке.
Слайд 3Распределите существительные по родам:
стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа,
стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.
Слайд 4О ком идёт речь?
«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за
непоседа?!» - воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» – не
выдержал папа.
Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях?
Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?
Сравните:
«Умница, дочка!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.
«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.
А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?
Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род.
А так можно?
«Умница, сынок!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.
«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.
Запишите те же существительные и определите род.
Слайд 5 В русском языке есть имена существительные
с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к
мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.
Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.
Род имён существительных общего рода мы можем узнать по контексту в зависимости от того, лиц какого пола они обозначают.
Имена существительные общего рода могут быть эмоционально нейтральны, либо иметь эмоциональную оценку или окраску (положительную или отрицательную)
Слайд 6Существительные общего рода
окончания - а, -я
положительная
окраска
трудяга, чистюля, молодчина, умница, всезнайка, скромняга, самоучка, душенька, зубрила…
отрицательная окраска
неряха, грязнуля, невежа, невежда, забияка, проныра, задира, торопыга, каналья, ябеда, жадина, белоручка, пьяница, лежебока, тупица…
Слайд 7Словарная работа (страница 114, упражнение 198)
Ябеда – 1) мелкий донос, клевета;
2) то же, что ябедник;
Тихоня – тихий, смирный человек;
Соня – любящий много
спать человек;
Плакса – тот, кто много и часто плачет;
Лежебока – лентяй, бездельник;
Непоседа – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок;
Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры;
Неряха – неряшливый человек;
Белоручка – тот или та, кто боится трудной, грубой работы;
Сирота – ребёнок, у которого умерли один или два родителя;
Копуша – тот, кто долго что-то делает, долго возится.
Слайд 8Запомни:
Существительные общего рода - это одушевлённые существительные первого
склонения с окончанием –а, -я, которые обозначают лицо женского или
мужского пола в зависимости от смысла речи.
Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак - род. Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трёх родов:
человек, город, лебедь (он, мой)-мужской род;
книга, земля, повесть (она, моя) - женский род;
войско, стремление, имя (оно, моё) - средний род.
Слайд 10 Существительные общего рода образуются от слов разных частей
речи с помощью суффиксов -ак-, -як-, -енк-,
-ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и др.:
зевать → зевака
трудолюбивый → трудяга
запевать → запевала
нежный → неженка
лакомиться → лакомка
чистый → чистюля
жадный → жадина
чистоплотный → чистюля
работать → работяга.
Слайд 12бедняга, бедняжка, бедолага, белоручка, бука, бродяга, брюзга;
воображала, вояка, всезнайка, верзила,
вышибала, выскочка;
горемыка, грязнуля, гуляка;
душенька, дылда, детина;
егоза, ехидна;
жадина, жадюга;
забияка, задира, зазнайка,
заика, зануда, замарашка, заводила, запевала, зевака, злюка, зубрила;
калека, каналья, коллега, коротышка, кривляка, кровопийца, кроха;
лакомка, левша, лежебока;
молодец, молодчина, мямля;
невежа, невежда, невеличка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, незнайка, непоседа, неровня, неряха, неумеха;
обжора, одиночка;
писака, плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, почемучка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, пьяница;
работяга, разиня, растеряха, растяпа, рёва, ровня;
самоучка, сквалыга, скромняга, сладкоежка, сластёна, соня, сутяга;
тараторка, тёзка, тихоня, трещотка, трудяга, тупица;
умница;
ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка;
чистюля;
шельма;
юла;
ябеда.
Слайд 13 В основном эти слова используются в
разговорной речи. А в художественной литературе с их помощью характеризуют
персонажей произведения. Очень редки они в публицистическом стиле.
Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи.
Петрович — это мой коллега.
Мария Васильевна — это моя коллега.
Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам:
единственное число множественное число
И. п. есть (кто?) коллега коллеги
Р. п. нет (кого?) коллеги коллег
Д. п. идём (к кому?) к коллеге к коллегам
В. п. спросим (кого?) коллегу коллег
Т. п. восхищён (кем?) коллегой коллегами
П. п. думаю (о ком?) о коллеге о коллегах
Слайд 15Задание классу.
Допишите окончания местоимений и прилагательных
Мо_ брат Витя – настоящ_
забияка.
Мо_ сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня.
Слайд 16ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Наречия»
Медленно встаньте,
резко поднимите руки,
плавно их опустите,
высоко подпрыгните,
низко присядьте,
тихо сядьте за
парту.
Слайд 17Игра «Кто быстрее?»
Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка, задира
Тот,
кто любит сладости - сладкоежка, сластёна
Кто владеет левой рукой лучше,
чем правой?- левша
Безобидный, тихий человек - тихоня
Неаккуратный человек - растпяпа
Ненасытный, прожорливый человек – обжора
Кто владеет правой рукой лучше, чем левой?- правша
Праздный, глазеющий по сторонам - разиня
жадина
много ест обжора
драчун забияка
ябеда
шустрый
проныра
хвастунишка воображала
малыш кроха
Слайд 20Сущ. общ. рода
Какие имеют окончания?
От чего зависит род этих слов?
Приведи
примеры…
От каких частей речи могут образовываться?
Изменяются ли по падежам? По
числам?
Слайд 211) §35. Как употреблять в речи имена существительные общего рода.
Выучить правила на странице 113, 114;
2) Упражнение 202 и 204
на странице 115.
Домашнее задание: