Разделы презентаций


Презентация по русскому языку в 10 классе. Тема "Фонетика. Разновидности омонимов". презентация, доклад

Содержание

Задачи:Уметь различать гласные и согласные звуки.Уметь определять вид омонимов. Цель: повторение и углубление сведений о звуках речи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Фонетика Урок русского языка в 5 и 10 классах
Работу выполнила учитель

русского языка и литературы МОУ «Дубровская СОШ» Оханского района Пермского

края
Бушуева Т.В.
Фонетика Урок русского языка в 5 и 10 классах Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ

Слайд 2Задачи:
Уметь различать гласные и согласные звуки.
Уметь определять вид омонимов.
Цель:

повторение и углубление сведений о звуках речи

Задачи:Уметь различать гласные и согласные звуки.Уметь определять вид омонимов. Цель: повторение и углубление сведений о звуках речи

Слайд 3Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром, слышим тиканье часов,

плеск воды в раковине, пыхтение чайника на плите.
Выходим из дома

- нас окружают голоса улицы: чириканье воробьёв, шум ветра, шелест листьев,

шуршание шин по дороге.


Язык наш не только живописен,
но и звучен.
А.Бестужев.

Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром, слышим тиканье часов, плеск воды в раковине, пыхтение чайника на

Слайд 4В языке всё имеет звуковое выражение.
Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА.
Её

название образовано от греческого слова phone (звук).
МЫ - ЗВУКИ РЕЧИ.

ИЗУЧАЕТ

ФОНЕТИКА НАС.

МЫ - ЗВУКИ РЕЧИ.

ПРОИЗНОСЯТ И СЛЫШАТ НАС

.

Фонетика

В языке всё имеет звуковое выражение.Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА.Её название образовано от греческого слова phone (звук).МЫ

Слайд 5Вопросами фонетики занимался
Высотский Сергей Сергеевич

Вопросами фонетики занимался Высотский Сергей Сергеевич

Слайд 6А
Гласные тянутся
В песенке звонкой,
Могут заплакать
И закричать.
Могут в кроватке
Баюкать

ребёнка,
Но не желают
Свистеть и ворчать.
Парад звуков

А
Э О
И

Ы У


Гласных звуков – шесть

АГласные тянутся В песенке звонкой,Могут заплакатьИ закричать.Могут в кроватке Баюкать ребёнка,Но не желают Свистеть и ворчать.Парад звуковАЭ

Слайд 7А согласных - 36!


А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать

и шипеть,
Но не хочется им петь.
С - с - с…

- змеиный слышен свист.
Ш – ш - ш… - шуршит опавший лист.
Ж – ж - ж… - шмели в саду жужжат.
Р – р - р… - моторы тарахтят.



А согласных - 36!А согласные … согласныШелестеть, шептать, скрипеть,Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.С -

Слайд 8
Свистит ветер:
ССССС! ССС! СССС!
Шумит лес:
ШШШШ!

ШШШШ!
Шмель жужжит:
ЖЬ ЖЬ ЖЬ ЖЬ!
Насос:
ССССС!

ССС! СССС!
Выключающийся пылесос:
ЖЖ ШШШ ШШШ!
Рубанок:
ЖЖЖЖ! ЖЖЖ! ЖЖ!
Сорока-сплетница: ТРР-
ТРР- ТРТР- ТРТР!

Звукоподражания

Свистит ветер:  ССССС! ССС! СССС!Шумит лес:  ШШШШ!  ШШШШ!Шмель жужжит:   ЖЬ ЖЬ ЖЬ

Слайд 9Соотношение гласных и согласных звуков

Соотношение гласных и согласных звуков

Слайд 10Занимательная фонетика
Отгадай мультфильмы
Р-с-л-чк-.
Кр-с-в-ц- и Ч-д-в-щ-.
Ч-п и Д-йл сп-ш-т н- п-м-щь.
К-н-к-л-

в Пр-ст-кв-ш-н-.
Н-, п-г-д-!

Занимательная фонетикаОтгадай мультфильмыР-с-л-чк-.Кр-с-в-ц- и Ч-д-в-щ-.Ч-п и Д-йл сп-ш-т н- п-м-щь.К-н-к-л- в Пр-ст-кв-ш-н-.Н-, п-г-д-!

Слайд 11Молодец!

Молодец!

Слайд 12РУССКИЙ ЯЗЫК НЕИСЧЕРПАЕМО БОГАТ
Для того, чтобы быстро и легко понимать

друг друга, мы должны правильно говорить.

РУССКИЙ ЯЗЫК НЕИСЧЕРПАЕМО БОГАТДля того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить.

Слайд 13Что нужно для того, чтобы речь зазвучала?
Нужно ударение.
Ударный слог, ударный

слог,

Он назван так недаром.
Мы в слове слог ударный
Найдем эле -мен

- тар -но!

Ударение - это «паспорт» слова.

Что нужно для того, чтобы речь зазвучала?Нужно ударение.Ударный слог, ударный слог,Он назван так недаром.Мы в слове слог

Слайд 14Оптóвые поставки
Проторённый путь
Каталóг
Бáнты
Кáмбала
Обеспéчение
Ячмéнь – ячменя´ – ячменю´
Танцóвщица
Я´слей


О´птовые
Протóренный
Катáлог
Банты′
Камбалá
Обеспечéние
Ячмéнь –ячмéня – ячмéню
Танцовщи´ца
Яслéй,

я´сель
Определите, в каком из столбиков правильно расставлено ударение и

произнесите слова грамотно

Определите, в каком из столбиков правильно расставлено ударение и произнесите слова грамотно

О´птовые
Протóренный
Катáлог
Банты′
Камбалá
Обеспечéние
Ячмéнь –ячмéня – ячмéню
Танцовщи´ца
Яслéй, я´сель

О´птовые
Протóренный
Катáлог
Банты′
Камбалá
Обеспечéние
Ячмéнь –ячмéня – ячмéню
Танцовщи´ца
Яслéй, я´сель

Оптóвые поставкиПроторённый путьКаталóгБáнтыКáмбалаОбеспéчениеЯчмéнь – ячменя´ – ячменю´ТанцóвщицаЯ´слейО´птовыеПротóренныйКатáлогБанты′КамбалáОбеспечéниеЯчмéнь –ячмéня – ячмéнюТанцовщи´цаЯслéй, я´сель Определите, в каком из столбиков правильно

Слайд 15Виды омонимии
Омонимы, омоформы, омофоны используются в загадках, скороговорках, каламбурах, стихах
для

создания яркого образа
омоформы
омофоны
омографы

Виды омонимииОмонимы, омоформы, омофоны используются в загадках, скороговорках, каламбурах, стихахдля создания яркого образа омоформыомофоныомографы

Слайд 16Омоформы
Это слова, в которых происходит совпадение только отдельной формы слов,

например:
Лечу (от лечить) – лечу (от летать),
Мой (притяжательное

местоимение) –
мой (повелительное наклонение глагола МЫТЬ)


ОмоформыЭто слова, в которых происходит совпадение только отдельной формы слов, например:Лечу (от  лечить) – лечу (от

Слайд 17омофоны
В русском языке есть слова, которые
пишутся по-разному, а произносятся
одинаково.

Это ОМОФОНЫ.

омофоныВ русском языке есть слова, которыепишутся по-разному, а произносятсяодинаково.Это ОМОФОНЫ.

Слайд 18За деревней - луК?
А на грядке - луГ?
Там, на речке,

- плоД?
А на груше - плоТ?
Или всё наоборот?
Омофоны

За деревней - луК?А на грядке - луГ?Там, на речке, - плоД?А на груше - плоТ?Или всё

Слайд 19Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся, называются омографами.
На двери

замка
Нет замка.

Живет щегол здесь
Первый щёголь.
И утром белка из

белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся, называются омографами.На двери замкаНет замка. Живет щегол здесьПервый щёголь. И

Слайд 20
Омографы
Косит косец,
А зайчишка косит.
Трусит трусишка,
А ослик трусит.

поЕм – поЁм, пОлет – полЁт, Атлас - атлАс

ОмографыКосит косец,А зайчишка косит.Трусит трусишка,А ослик трусит.    поЕм – поЁм, пОлет – полЁт, Атлас

Слайд 21Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов
Нёс медведь, шагая к рынку,


На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы

вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.


омофоны


омоформы

омоформы



омофоны

омоформы



Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимовНёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку.Вдруг на мишку –

Слайд 22В некоторых языках ударение закреплено во всех словах за одним

и тем же слогом: например, во французском языке оно всегда

на последнем слоге, в чешском - наоборот - на первом.
В некоторых языках ударение закреплено во всех словах за одним и тем же слогом: например, во французском

Слайд 23
В русском языке ударение
разноместное
Т.е. свободное, подвижное. Оно может падать на

любой слог.
Это позволяет различать слова-омографы:
мука - мука, орган - орган.
Глаголы

разного вида: рассыпать - рассыпать.

В русском языке ударениеразноместноеТ.е. свободное, подвижное. Оно может падать на любой слог.Это позволяет различать слова-омографы:мука - мука,

Слайд 24Иногда литературная норма допускает
два варианта произношения одного и
того же

слова:
мЫшление - мышлЕние
твОрог -творОг

Иногда литературная норма допускает два варианта произношения одного итого же слова:мЫшление - мышлЕниетвОрог -творОг

Слайд 25Говорите правильно!
Что значит - ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО?

Это значит, нужно чётко произносить

звуки; так, чтобы
шипящие действительно шипели,
свистящие свистели,
взрывные взрывались,
а дрожащие вибрировали.

Говорите правильно!Что значит - ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО?Это значит, нужно чётко произносить звуки; так, чтобышипящие действительно шипели,свистящие свистели,взрывные взрывались,а

Слайд 26Вы знакомы с
орфоэпией?

В переводе с греческого это означает
«ПРАВИЛЬНАЯ

РЕЧЬ».
Произносите правильно
гласные звуки!
Произносите правильно
согласные звуки!

Вы знакомы с орфоэпией?В переводе с греческого это означает«ПРАВИЛЬНАЯ  РЕЧЬ».Произносите правильногласные звуки!Произносите правильносогласные звуки!

Слайд 27ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛОВАРЯМИ!
«Словарь - это
вся вселенная в
алфавитном
порядке!»
А.Франс

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛОВАРЯМИ!«Словарь - этовся вселенная валфавитном порядке!» А.Франс

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика