Разделы презентаций


Презентация спецкурса "Текстоведение"

Содержание

Современные подходы к обучению речи и текстКоммуникативно-деятельностный подходКоммуникативная, лингвистическая, языковая компетенцииТекстоцентрический принцип отбора дидактического материалаТекст как средство и как цель обученияРеализация коммуникативной, образовательной и воспитательной цели обучения в их комплексе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1







Т





Е
Т
О
В
Е
Д
Е
Н
И
Е
К
СПЕЦКУРС
С

ТЕТОВЕДЕНИЕКСПЕЦКУРСС

Слайд 2Современные подходы к обучению речи и текст
Коммуникативно-деятельностный подход
Коммуникативная, лингвистическая, языковая

компетенции
Текстоцентрический принцип отбора дидактического материала
Текст как средство и как цель

обучения
Реализация коммуникативной, образовательной и воспитательной цели обучения в их комплексе
Современные подходы к обучению речи и текстКоммуникативно-деятельностный подходКоммуникативная, лингвистическая, языковая компетенцииТекстоцентрический принцип отбора дидактического материалаТекст как средство

Слайд 3Цель

Формирование
коммуникативной компетенции учащихся 5 - 9 классов

Цель Формирование  коммуникативной компетенции учащихся 5 - 9 классов

Слайд 6СТРУКТУРА ПОСОБИЯ

СТРУКТУРА ПОСОБИЯ

Слайд 7 Программа



Программа

Слайд 9 УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

ЗНАТЬ
- структуру текста: зачин, главная

часть, концовка;
- особенности и нормы устной речи;
- языковые средства выразительности речи;
- фонетические средства выразительности речи: звукопись, языковые повторы, ассонанс;
- словообразовательные средства выразительности речи;
- лексические средства выразительности речи: тропы, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, перифраз, оксюморон, каламбур;
- морфологические средства выразительности речи;
- пунктуационные средства выразительности речи: повтор, анафора, эпифора, многосоюзие, бессоюзие; параллелизм, инверсия, антитеза, градация; риторический вопрос, риторическое обращение.



7 класс

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ             ЗНАТЬ-

Слайд 10УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

УМЕТЬ
 


- создавать и редактировать текст;
- параллельно и последовательно


раскрывать тему;
- письменно пересказывать текст;
- писать сочинение по картине,
сочинение-миниатюру по зачину и концовке,
по пословице;
- выполнять комплексный анализ текста;
- определять языковые средства
выразительности речи;
- создавать текст рассуждения;
- уметь работать со словообразовательным и
словарем ударений.



7 класс

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ            УМЕТЬ - создавать и редактировать

Слайд 11КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 




7 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс

Слайд 12КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 




7 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс

Слайд 13КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 




7 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс

Слайд 14 Занятие № 5. Тема:

«Лексические средства выразительности речи».

Обратите внимание!
Одно из главных средств

выразительности речи – употребление тропов – оборотов речи, которые имеют переносное значение. Благодаря тропам речь становится яркой, убедительной, красочной, образной.
Использование тропов дает возможность кратко, емко, одним словом нарисовать целую картину и передать настроение.
К тропам относятся сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и др.
Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим: великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…
Эпитет – поэтическое, образное определение предмета или явления. Если мы скажем, что день солнечный (пасмурный, ветреный), это будут обычные логические определения, которые выделяют данный предмет из многих, но если подберем определение, имеющее переносное значение, получим эпитет: день чудесный (безрадостный, замечательный, чарующий). Эпитет обычно выражается именем прилагательным: бархатные слова, но может выражаться и наречием, числительным, глаголом, существительным: ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.
Метафора – вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот; сыплет черемуха снегом: употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: костер рябины красной; но остался след в морщине старого утеса…
Выделяют следующие виды метафоры:
- олицетворение («вода бежит»);
- овеществление («стальные нервы»);
- отвлечение (поле деятельности») и др.
Занятие № 5. Тема:  «Лексические средства выразительности речи».Обратите внимание!

Слайд 15 Занятие № 5. Тема: «Лексические средства

выразительности речи».
Олицетворение – особый вид метафоры, изобразительное средство речи, заключающееся

в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ: солнце спит, береза плачет; вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась…
Метонимия – вид тропа, оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению: перенесение содержимого на содержащее, замена названия произведения именем автора: недаром помнит вся Россия про день Бородина; я три тарелки съел; Белинского и Гоголя с базара понесут…
Синекдоха – (разновидность метонимии) – перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений (часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного): белеет парус одинокий; мы все глядим в Наполеоны; отсель грозить мы будем шведу…
Гипербола – художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: в сто сорок солнц закат сиял…
Литота – художественное преуменьшение: … мужичок …с ноготок!
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Говорится прямо противоположное тому, что подразумевается: откуда, умная, бредешь ты, голова? (об осле).
Перифраз – замена собственного имени или названия описательным выражением: погиб поэт, невольник чести…; друзья Людмилы и Руслана! (вместо: читатели).
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, понятий: «живой труп», «убогая роскошь наряда», «худой мир лучше доброй ссоры».
 


Занятие № 5. Тема:  «Лексические средства выразительности речи».Олицетворение – особый вид метафоры,

Слайд 16Практическое занятие № 1
1. Прочитайте начало стихотворения С.Есенина. Какая картина

рисуется в вашем воображении при чтении первых двух строчек? Опишите

ее. Расскажите об олицетворении природы в этих двух строках.
 
Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
В эту ночь никто не отгадает,
Отчего кричали журавли.
2. Прочитайте отрывки из стихотворений, ответьте на вопросы:
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. (С Есенин).

Практическое занятие № 1 1. Прочитайте начало стихотворения С.Есенина. Какая картина рисуется в вашем воображении при чтении

Слайд 17
Вопрос: какая картина рисуется в изображении при чтении слов поет

зима? Опишите эту картину. Выпишите эпитеты (вместе с существительными). Все

ли они употреблены в переносном значении?
Весело сияет
Месяц над селом;
Белый свет сверкает
Синим огоньком. (И.Никитин).
**************
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят… (Н.Некрасов).
Вопрос: какие картины видятся вам за сравнениями: сверкает огоньком (у И.Никитина) и как молоком облитые (у Н. Некрасова). Опишите эти картины. Расскажите о двух способах выражения сравнения.
 

Вопрос: какая картина рисуется в изображении при чтении слов поет зима? Опишите эту картину. Выпишите эпитеты (вместе

Слайд 18
3. Какими языковыми средствами могут быть выражены сравнения? Найдите соответствующие

примеры – ответ на этот вопрос в предыдущем упражнении. Прочитайте

данные ниже предложения. Обратите внимание на сравнения (они заключены в скобки). Замените их другим средством выражения сравнения. Что у вас получилось?
 
(Как цветной чистый ковер) расстилаются под деревьями опавшие листья. Бесконечная дорога убегает (как лента) вдоль. (Как колесо) за сини горы солнце ясное скатилось. Лист опавший по ветру несется, по дороге движется (как пешеход).

3. Какими языковыми средствами могут быть выражены сравнения? Найдите соответствующие примеры – ответ на этот вопрос в

Слайд 19
4. Прочитайте выразительно стихотворение Н.Некрасова. Каким настроением оно проникнуто? Проанализируйте

образную систему стихотворения, то есть объясните все тропы.
Идет-гудет Зеленый

шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
 

4. Прочитайте выразительно стихотворение Н.Некрасова. Каким настроением оно проникнуто? Проанализируйте образную систему стихотворения, то есть объясните все

Слайд 205. СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ. ВНИМАТЕЛЬНО РАССМОТРИТЕ РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

РЫЛОВА (1870 – 1939) «ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ» (1904). О РАБОТЕ НАД

ЭТОЙ КАРТИНОЙ ХУДОЖНИК ВСПОМИНАЕТ: «Я ОЧЕНЬ МНОГО ТРУДИЛСЯ НАД ЭТИМ МОТИВОМ, СТАРАЯСЬ ПЕРЕДАТЬ ОЩУЩЕНИЕ ОТ ВЕСЕННЕГО ШУМА БЕРЕЗ, ОТ ШИРОКОГО ПРОСТОРА РЕКИ. ЖИЛ Я ЛЕТОМ НА КРУТОМ ВЫСОКОМ БЕРЕГУ ВЯТКИ, ПОД ОКНОМ ШУМЕЛИ БЕРЕЗЫ ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ, ЗАТИХАЯ ТОЛЬКО К ВЕЧЕРУ; ПРОТЕКАЛА ШИРОКАЯ РЕКА; ВИДНЕЛИСЬ ДАЛИ С ОЗЕРАМИ И ЛЕСАМИ… КОГДА Я ПРИЕХАЛ В ПЕТЕРБУРГ, ТО В УШАХ У МЕНЯ ОСТАЛСЯ ЭТОТ «ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ». РАССКАЗЫВАЮТ, ЧТО, УВИДЕВ ЭТУ КАРТИНУ, ОДИН ЗНАТОК ЖИВОПИСИ В ВОСТОРГЕ ПРОЧИТАЛ ПЕРВЫЕ СТРОКИ ИЗВЕСТНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ Н.НЕКРАСОВА «ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ». ТАК КАРТИНА ПОЛУЧИЛА СВОЕ НАЗВАНИЕ. У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СРАВНИТЬ НАСТРОЕНИЕ, ПЕРЕДАННОЕ В СТИХОТВОРЕНИИ Н.НЕКРАСОВА И НА КАРТИНЕ А.РЫЛОВА. СВОИ НАБЛЮДЕНИЯ ИЗЛОЖИТЕ В ТЕКСТЕ СОЧИНЕНИЯ.  


5. СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ. ВНИМАТЕЛЬНО РАССМОТРИТЕ РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РЫЛОВА (1870 – 1939) «ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ» (1904).

Слайд 21 Сочинение по картине А.А.Рылова «Зеленый шум».

Сочинение по картине А.А.Рылова «Зеленый шум».

Слайд 22
6. Прочитайте стихотворение В.Солоухина «Цветы», где он признается

в любви к скромному луговому цветку – одуванчику. Найдите тропы

(эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), в которых отражается отношение автора к описываемому предмету. Найдите в стихотворении наиболее яркое сравнение (чему уподобляет автор цветок одуванчика?). Найдите также наиболее выразительный глагол, олицетворяющий цветок. Расскажите, что «видится» вам за этими словами и какие чувства возникают у вас.


6. Прочитайте стихотворение В.Солоухина «Цветы», где он признается в любви к скромному луговому цветку –

Слайд 23
ОН ЛЮБИТ ЭТОТ ЦВЕТОК… ЗА ТО, ВО-ПЕРВЫХ, ЧТО ВПОЛНЕ ПОДОБЕН СОЛНЦУ, КАК

БУДТО СОЛНЦЕ ЧЕТКО ОТРАЗИЛОСЬ В БЕСЧИСЛЕННЫХ ОСКОЛОЧКАХ ЗЕРКАЛЬНЫХ, РАЗБРОСАННЫХ ПО ЛАСКОВОЙ ТРАВЕ. НО

МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТО ВОВСЕ НЕ ЗА ЭТО ЛЮБЛЮ Я СКРОМНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОК, ЗА ТО ЕГО ЛЮБЛЮ, ЧТО ВЕЧНО ЖМЕТСЯ К ЛЮДЯМ.  

ОН ЛЮБИТ ЭТОТ ЦВЕТОК… ЗА ТО, ВО-ПЕРВЫХ, ЧТО ВПОЛНЕ ПОДОБЕН СОЛНЦУ, КАК БУДТО СОЛНЦЕ ЧЕТКО ОТРАЗИЛОСЬ В

Слайд 24 7. СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА. ПРИЗНАЙТЕСЬ В ЛЮБВИ К КАКОМУ-НИБУДЬ ЦВЕТКУ, ВЫЗЫВАЮЩЕГО У

ВАС СИМПАТИИ, НЕЖНЫЕ ЧУВСТВА. ОПИШИТЕ ЦВЕТОК ТАК, ЧТОБЫ ЧУВСТВОВАЛАСЬ ВАША

ЛЮБОВЬ. ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЧИНЕНИЯ ДЕЙСТВУЙТЕ ПО ПЛАНУ: 1. ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЙ ЗАМЫСЕЛ. 2. ОБДУМАЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ (СОСТАВЬТЕ РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ) 3. НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ. 4. ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЕГО.     ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!   ИНОГДА ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР И УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ ТАКЖЕ СЛУЖАТ СРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.  


7. СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА. ПРИЗНАЙТЕСЬ В ЛЮБВИ К КАКОМУ-НИБУДЬ ЦВЕТКУ, ВЫЗЫВАЮЩЕГО У ВАС СИМПАТИИ, НЕЖНЫЕ ЧУВСТВА. ОПИШИТЕ ЦВЕТОК

Слайд 25ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТАМ УПРАЖНЕНИЙ
Учет возрастных особенностей учащихся
Усложнение материала от

класса к классу
Разные уровни усвоения содержания
Широта и многообразие тематики, ее

связь с современной действительностью
Текст должен быть фактом национальной культуры, оказывать воспитательное воздействие
Язык отрывков произведений точный, образный, эмоциональный, лирический

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТАМ УПРАЖНЕНИЙУчет возрастных особенностей учащихсяУсложнение материала от класса к классуРазные уровни усвоения содержанияШирота и

Слайд 27Словари

Словари

Слайд 29Рецензия

Рецензия

Слайд 30

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильно само по

себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и

вовремя».
Л.Ф. Кони

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильно само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика