Слайд 1
Повторение темы”Синтаксис”
Герои остаются с нами
Провела: учитель М.К.Калмагамбетова.
Слайд 2Цели:
Закрепить и обобщить знания по Синтаксису,отработать практические навыки нахождения главного
и придаточного предложения, закрепить пунктуационные правила.
Развитие навыков сопоставительного анализа,логического мышления,умения
работать в группе.
Воспитательная: помнить героев Великой Отечественной войны.
почтить уважение к ветеранам труда
Ведь
из нашего срока
Было лишь четыре года,
Где желанная свобода
Нам, как смерть, была сладка…
Давид Самойлов
І. Оргмомент.
1.Психологический настрой на урок.
Слайд 4ІІ.Побуждение.
1.О каких четырех годах идет речь?
2.Когда началась Великая Отечественная война?
3.Просмотр видеофильма
Слайд 5Священная война...
В ночь на 22 июня 1941 года на советский
Союз напали гитлеровские полчища. Мирный труд советского народа был нарушен,
началась Великая Отечественная война. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Вся страна поднялась на великую освободительную борьбу против фашистских захватчиков.
Прослушать песню « Священная война...»
Слайд 6Вспомним имена героев
1.Назовите геров-наших земляков.
Слайд 7Строки,рожденные войной...
Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и
свыше четырехсот не вернулись домой. Война вызвала творческий подъем у
самых разных поэтов – и признанных лириков, и начинающих поэтов. А. Ахматова, Н. Тихонов, А. Твардовский, А. Сурков, О.Берггольц, Д.Джабаев,Ю. Друнина, П. Коган, М. Кульчицкий, С. Гудзенко, К Симонов, Муса Джалиль и многие, многие другие.
Слайд 8
Стихотворение Симонова «Жди меня».
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Симонова «Жди меня».
Учитель: Вот как сам
поэт рассказывал историю появления в печати этого стихотворения:
«Жди меня» – глубоко
личное стихотворение, оно мною не предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, я зашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором «Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у меня каких-либо стихов для «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть, правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…» Напечатанное в газете на другой день стихотворение отозвалось в сердцах миллионов.
Слайд 11 Доспанова Хиуаз Каировна
8мая 2008 года не стало ветерана Великой
Отечественной войны, Халык каhарманы Доспановой Хиуаз Каировны.
Она родилась 15 мая
1922 года в селе Ганюшкино Гурьевской области.
В 1940 году окончила с золотой медалью среднюю школу № 1 города Уральска, а вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса местного аэроклуба.
В 1941 году по инициативе Марины Расковой для участия в боевых действиях формируется женский авиационный полк, куда Доспанова была зачислена летчиком запаса, проходя обучение в штурманском классе Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Весной 1942 года выпускницам были даны первые боевые задания. Так в истории мировой авиации появился первый женский полк легких бомбардировщиков.
Хиуаз Доспанова была зачислена штурманом-стрелком в 588-й ночной бомбардировочный авиаполк. Боевые задания выполняла на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Белоруссии.
Слайд 12С войны Хиуаз Доспанова вернулась инвалидом II группы, но, несмотря
на это, активно участвовала в общественной жизни. Прошла путь от
инструктора райкома партии в родном Западном Казахстане до секретаря ЦК ЛКСМ Казахстана. В 1951 году была избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР и на первой же сессии – секретарем Президиума. До выхода на пенсию Хиуаз Каировна была секретарем Алма-Атинского горкома партии, проявляя деятельное участие в жизни столицы.
За храбрость и отвагу в Великой Отечественной войне она награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями "За оборону Кавказа", "За освобождение Варшавы", "За победу над Германией" и другими боевыми наградами. Дважды отважная летчица была тяжело ранена, но вновь возвращалась в строй и встретила Победу под Берлином.
Доспанова Хиуаз Каировна навсегда останется в наших сердцах как легендарная летчица, чье имя с полным правом стоит в одном ряду с именами славных дочерей казахского народа – Героев Советского Совета Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой.
Слайд 13Маметова Маншук (Мансия) Жиенгалиевна
(каз. Мәметова, Мәншүк Жиенғалиқызы; 23 октября 1922,
аул Жаскус, Урдинский район, Уральская область, Казахская ССР — 15
октября 1943, под Невелем) — пулемётчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта, гвардии старший сержант. Первая казахская женщина, которой было присвоено звание Герой Советского Союза.
При рождении ей дали имя Мансия. С 5 – летнего возраста ее взяли на воспитание двоюродный брат отца – Ахмет Маметов и его жена Амина. Девочку за большие карие глаза, за подвижность, бойкость, ласково называли «моншагылым» - «бусинка». Когда ее спрашивали как ее зовут, она отвечала: «Маншук». Так и осталось за ней это имя – Маншук. Год начала массовых репрессий (1937 г) не обошел и семью Маметовых. Арестовали Ахмета, директора научно – исследовательского института. Больше его родные ничего о нем не слышали. Последние его слова были при аресте жене: «Не обижай мою Маншук, береги ее». Впоследствии его реабилитировали. Но их семья стала изгоем общества, «врагом народа». Повзрослевшая Маншук не отказалась от отца. Она была уверена, что арест отца - досадная ошибка
После окончания школы она поступила в медицинский институт.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Маншук исполнилось 18 лет. Она приняла решение идти на фронт, быть в рядах защитников Отечества. Маншук целый год настойчиво добивалась у военкомата удовлетворения своей просьбы. В своем заявлении она приписывает «…Хочу Вас просить, чтобы Вы меня направили на фронт для уничтожения фашистов, так как послать на фронт нет ни брата, ни сестры. Поэтому прошусь сама. Комсомолка с 1939 г. 7 августа 1941 год».
13 августа 1942 из Алма-Аты на фронт отбыла 100-я стрелковая бригада. В основном она состояла из воинов – казахов. Их было 4890 человек. Среди них – 2 казашки – врач Мариям Сарлыбаева и Маншук Маметова.Вместе с мужчинами – солдатами она ползала по-пластунски, преодолевала водные препятствия, лесные заросли, научилась стрелять из пулемета.
15 октября 1943 года в боях за освобождение города Невеля Псковской области на высоте 173,7 у станции Изоча старший сержант Маншук Маметова погибла.
Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 1 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Школы, улицы, учебные заведения носят имя славной дочери казахского народа – Героя Советского Союза – Маншук Маметовой.
Слайд 14
Дидактическая игра:
«Да» или «нет»
Сложные предложения делятся на три;
ССП делится на
союзные и бессоюзные предложения
СПП состоит из двух частей
союзы и, тоже
относятся к противительным союзам
союзы или..., или...., то.., то... относятся к разделительным союзам
Слайд 15но, зато, однако союзы соединительные
Вопросы где? Куда? Откуда? Вопросы СПП
с придаточным места
СПП с придаточными времени указывает на причину
действия
СПП с придаточными цели указывает цель того, о чем говорится в главном предложении
потому что, оттого что – союзы СПП с придаточными условными
Слайд 16Угадайте героев
1.Легендарный летчик дважды Герой Советского Союза
2.Партизан-писатель
3.Человек Века,писатель,командир полка
4.Она училась
в Ленинграде
5.Единственная девушка-летчица
6.Автор стихотворения «Палачу»
Тест
1.Сложное предложение-это:
А)Основная грамматическая единица, содержащее сообщение о чем-либо или вопрос,
или побуждение имеет грамматическую основу.
В)Предложение состоящее из двух и более простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно союзами и союзными словами.
С)Слова, указывающие на предмет и его признаки.
Д)Слова, указывающие на действие и предмет, на который оно переходит.
Е)Два и более слов, объединенных по смыслу и грамматически.
Слайд 18Тест
2.Найдите сложносочиненное предложение
А)Всегда на скамейку кто-нибудь присаживался и начинался
неторопливый спокойный разговор.
В)Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку.
С)Ерш
презрительно пошевилил плавательными перьями и уплыл восвояси.
Д)Пожалел волк кобылу-оставил хвост да гриву.
Е)Вот смотрю: из леса выезжает кто-то на серой лошадке.
Слайд 193.Определите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
А)Жизнь глохнет там, где насилие
стремится стереть ее своеобразие и особенности
В)До Сосновки, небольшой деревеньки, что
стояла на середине пути, оставалось полчаса езды.
С)Раз Южин так говорит, значит, ему зачем то это надо.
Д)Как не запрещали ему ходить дальней дорогой, он все-таки пошел.
Е)Имейте ввиду, что писатель должен отлично знать действительность
Слайд 20Тест
4. Определите вид придаточного предложения:
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный
уголок.
А) Определительное
В) Места
С) Цели
Д) Сравнительное
Е)Причины
Рефлексия
Домашнее задание. Написать эссе о тружениках
тыла.
Слайд 21Рефлексия
1.Что нового вы узнали о наших героях?
2.Что изучает синтаксис?
3.Как вы
понимаете выражение “Герои остаются с нами?
Дом.зад:Написать эссе: Наши герои”