Слайд 1Обобщение педагогического опыта
Учителя русского языка и литературы
Устюговой Светланы Михайловны
по теме:
«Применение
приемов технологии критического мышления через
чтение и письмо
на уроках русского
языка и литературы»
Слайд 2Китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу
– я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
Слайд 3Выпускник школы XXI века должен:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять
их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с
различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Слайд 4История разработки технологии
свободное воспитание и творческое саморазвитие личности (Ж.Ж. Руссо,
Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтес-сори),
деятельностный подход
к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн),
принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская),
идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения
Слайд 5О чем это мы?... ☺
Критическое мышление – это:
способность ставить
новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые
продуманные решения.
…
Слайд 7Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к
теме (определяются цели изучения материала)
Приемы: «Мозговой штурм», «Версии»
Вторая стадия- осмысление
нового материала
Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление таблиц (ЗУХ, кластер, динотантный граф, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал)
Третья стадия – размышление (рефлексия)
Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).
Слайд 10
Прием “Корзина идей”
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает
в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается
1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Слайд 11
Прием “Составление кластера”
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление
в определенном порядке в виде грозди
Важно в тексте, с которым
работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Слайд 13
Прием “Верные и неверные утверждения”
Слайд 14Таблицы:
«Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)»
Слайд 15Красивое многоточие…
Пишем синквейн
Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное или местоимение,
обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные или причастия,
описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Слайд 16Пример
Левша
талантливый русский
подковал, выпивал, скончался
повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в
1881 году
мастеровой
Слайд 19
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить
многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые
слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Слайд 20Прием “Лови ошибку”
Найдите ошибки и исправьте их.
Более громче, самый
умнейший, менее грамотный, наиболее интересный, самый вкуснейший, самый главный, более
осторожный, твердее, мельчее, слаще, мягче, более мельче, самый горький, более сладкий, дороже, ужаснее, самый искусный.
Слайд 21
Вывод
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у
обучающихся надпредметные умения, такие как:
умение работать в группе;
умение
графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Слайд 22Мысль в подарок…
Умеющие мыслить умеют
задавать вопросы.
Э.
Кинг