Слайд 1Проблемы культуры речи подростков
Будько Снежана, 
9 класс 
МБОУ- Новошарапская СОШ
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2  «Самая большая ценность народа – его язык, язык,
                                                            
                                    
на котором он пишет, говорит, думает. 
   
                                    Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.              
    Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, который пользуется языком народа». 
                                                  Д.С.Лихачев 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Цель работы:
  проанализировать, какие проблемы культуры речи существуют в
                                                            
                                    
подростковой среде, какова степень осознанности этих проблем моими сверстниками.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Задачи:
изучить общие положения проблемы речи, пользуясь различными источниками информации;
исследовать качество
                                                            
                                    
речи подростков в школе с помощью анкет;
предложить пути решения проблемы
                                    языкового образования подростков.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5 Методы исследования: 
Описательный;
Статистический.
 Объект исследования:
различные источники информации;
речь обучающихся 8-11
                                                            
                                    
классов школы;
анкеты, проведённые с
 учащимися 8-11 классов
 школы.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Что такое культура речи?
Культура речи - это совокупность навыков и
                                                            
                                    
знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях
                                    общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Основные негативные явления в устной речи сегодня:
чрезмерное заимствование;
 жаргоны;
 речевые
                                                            
                                    
штампы;
 «вирус канцелярита»;
 слова – спутники;
 многословие;
 неправильное словоупотребление;
 неправильное
                                    расположение слов;
 низкий уровень общей речевой культуры;
 сокращения;
 орфоэпические ошибки.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Некоторые причины отрицательных явлений в речи:
влияние неграмотной речи лиц, имеющих
                                                            
                                    
авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих); 
доверие народа к
                                    печатному слову (привычка рассматривать все напечатанное и сказанное по телевидению как образец нормы); 
снижение интереса школьников к классической литературе; 
неуважение к гуманитарной науке; 
неуважение к адресатам речи; 
пренебрежение к родному языку.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Анкета №1
1) Какая речь кажется Вам хорошей? Почему? Что Вы
                                                            
                                    
цените в речи?
2) Как Вы оцениваете речь своих друзей, родных?
                                    Что Вам нравится, что не нравится в их речи?
3) Как окружающие отзываются о Вашей речи, как характеризуют ее?
4) Что Вам больше нравится, что вам лучше удается: рассказывать или описывать?
5) Какие затруднения Вы испытываете, когда пишите или говорите?
6) Исправляете ли при проверке сочинений, изложений написанные слова, потому что они чем-то не понравились (заменяете их другими, вообще вычеркиваете, не умеете исправлять, не исправляете)?
7) Понимаете ли Вы, что за ошибки допустили в письменных работах после исправления учителем?
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
                            Слайд 14Анкета №2
1. Встречаются ли в Вашей речи а) жаргоны, 
                                                            
                                    
 б) чрезмерные заимствования,  в) канцеляризмы,   г)
                                    слова-паразиты,   д) речевые штампы,  
   е) многословие,   ж) неправильное словоупотребление и расположение слов,  з) сокращения,   и) орфоэпические ошибки (можно выбрать несколько ответов)? 
2. С какой целью вы употребляете жаргоны и другие слова, засоряющие Вашу речь?  а) Самоутвердиться.  б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.  в) Обмениваться информацией и узнавать новое.  г) Придать своей речи живость, юмор.  
3. Используете ли Вы в своей речи жаргонные слова, если да то какие?    
а) Матерные.  б) Юмористические.  в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании. 
4. Как относятся к вашей речи окружающие?  
 а) Негативно.   б) Не обращают внимания на мою речь.  в) Позитивно. 
5. Как относятся родители к Вашей речи?  
   а) Никогда не делают мне замечаний.  б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.  в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи. 
6. Чья речь для Вас является эталоном?  
   а) моих друзей.  б) моих родителей.  в) моих учителей.  г) то, как говорят на телевидении и радио.  
7. Какой Ваш пол?  
а) мужской  б) женский. 
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
											
											
											
											
											
											
											
                            Слайд 22Выводы:
Употребление слов, засоряющих речь,- неотъемлемая часть общения сверстников. 
Такие слова
                                                            
                                    
позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе,
                                    обмениваться информацией и узнавать новое. 
Первое место и у юношей, и у девушек занимают слова-«паразиты» и жаргонизмы (матерные и юмористические). 
 Большинство окружающих равнодушно относятся к речи подростков. 
 Основная часть родителей лишь изредка делает замечание по поводу речи.
 Эталоном речи для большинства учеников является речь родителей и учителей.