Слайд 1ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Выполнила– Мальцева Ольга Ивановна
Учитель русского языка и
литературы
МБОУ «ООШ» пст.Зимовка
Слайд 2ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ, ВЕДУЩИЙ К ЗНАНИЯМ - ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...
Современный
образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать
ее для решения возникающих проблем. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний.
Слайд 3ЧЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРОЕКТНОЙ?
Проект – слово иноязычное, происходит
оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово
проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия, либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Слайд 4Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок
вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных
предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Слайд 5ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ В СОЗДАНИИ ПРОЕКТА:
Цель проектно-исследовательской деятельности: формирование условий
для введения проектно - исследовательской деятельности как основы саморазвития, самореализации
и самообразования учащихся.
Задачи:
Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Слайд 6 Многие считают, что исследователем человек может стать только
тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний
и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения
Слайд 7ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
1.Постановка проблемы;
2. Прояснение неясных вопросов;
3.Формулирование гипотезы исследования;
4.
Планирование учебных действий;
5. Сбор данных;
6. Анализ и синтез данных;
7. Подготовка сообщений;
8. Выступление с сообщениями;
9. Ответы на вопросы, корректировка;
10. Обобщения, выводы;
11. Самооценка.
Слайд 8ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССИФИЦИРУЕТСЯ:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
Слайд 9
Чтобы каждый проект был доведён до успешного завершения,
чтобы в ребёнке проснулась гордость за полученный результат, для этого
в процессе работы над проектом или исследованием учитель должен не только помогать детям соизмерять свои желания и возможности, но и после завершения работы над своим проектом, ученик имел возможность рассказать о показать, что у него получилось и услышать похвалу в свой адрес.
Конечно, это трудная и кропотливая работа, но она приносит свои результаты.
Слайд 10
Учебный проект для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное
самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.