Слайд 1МОУ Грибановская ООШ Бельский район Тверская область
Путешествие по океану
орфографических знаний
5 класс
Учитель русского языка и литературы
Зайцева Татьяна Викторовна
Слайд 2Тема урока: «Путешествие по океану орфографических знаний»
Цель урока:
обобщить и закрепить
знания по теме «Морфемика»;
развивать речь, мышление, память, внимание;
воспитывать интерес к
русскому фольклору
Слайд 3
Разминка
1 уровень
Закончите предложение:
Значимые части слова – это…
Корень – это…
Суффикс –
это…
Окончание - это…
Приставка – это…
2 уровень
Закончите предложение:
Приставка, корень, суффикс, окончание
– это…
Это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении, образует формы слова - …
Главной значимой частью слова является - …
Стоит после корня, служит для образования слов - …
Стоит перед корнем, служит для образования новых слов - …
Слайд 4Синтаксическая пятиминутка
И.С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык».
«Изучение родной речи – это великое дело», - говорил М.И.
Калинин.
- Относитесь к родному языку бережно и любовно, думайте о нем, любите его, изучайте его. (В. Луговской)
Слайд 5Остров «Буква заблудилась»
Задание: Спиши, но не спеши, без ошибок напиши!
Маленькое
дело лучше большого бе…делья.
Бе…толковый отдых утомляет хуже работы.
Всякое решение любит
ра…суждение.
Откладывай бе…делье, да не откладывай дела.
Человек от лени болеет, а от труда …доровеет.
Ра…ставшийся с другом плачет семь лет, а ра…ставшийся с Родиной – всю жизнь.
Слайд 6
Корень в нем такой же, как в слове учитель.
Суффикс, как
в слове учений, проказница.
- Окончание, как в слове умницы –
разумницы.
Игра «Составь слово»
Слайд 7
Малютин С.В.
«Портрет Богданова-Бельского»
Наш
земляк
Николай Петрович
Богданов-Бельский - художник, открывший удивительный и своеобразный мир бельской детворы, мир сельской школы конца XIX-начала XX веков. Более 100 лет тому назад была написана картина «Ученицы» бельским художником.
Слайд 8
Остров «Да – нет»
Пусть ухо не будет глухо, а зрение
будет остро!
Ленивому некогда л…житься, он сидя спит.
Пахарю дремать не пол…гается.
Сонливый
да ленивый – родные братья, ни к чему усилий не прил…гают.
Спасибо в карман не пол…жишь и домой не принесешь.
Три волосинки в шесть рядов ул…жены.
трудное пол…жжение слезами не исправишь.
Было бы здоровье. А остальное прил…жится.
Учи пока поперек лавки л…житься, а как во всю вытянется, не научишь.
Слайд 9
Остров «Добрых дел»
(правописание о-а в корне – раст- -рос-).
Каждый,
кто выр…стит хотя бы одно дерево, сделает доброе дело.
Глядя на
хороших людей, хоть и не выр…стишь, а тянешься.
Сломить дерево секунда – выр…стить года.
без заботы и репы не выр…стишь.
Без дождя и трава не р…стет.
Не беречь пор…сли – не видать дерева.
Старый старится, а молодой р…стет.
Всякая могила травой зар…стает.
На плохой почве трава не р…стет.
Были бы кости, а мясо нар…стет.
Слайд 10Остров пиратов
Разгадайте кроссворд, используя для ответов слова – исключения из
правила о правописании гласных о-е после шипящих в корне.
Слайд 11Остров загадок
Ц…плят по осени считают.
2. Плутовка к дереву на ц…почках
подходит.
3. Ц…пленок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах
На мотоц…клее разъезжал
И
ц…фры знал немало…
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал.
Где и, а где же ы?
Слайд 12Волшебные предложения
(правописание предлогов и приставок)
Язык (до) Киева (до) ведет.
Хорошее
слово (до) сердца (до) йдет.
Слайд 13Домашнее задание:
Выписать из книги «Тверские загадки и пословицы» слова на
изученные орфограммы, графически указать орфограммы.
- Составить кроссворд на изученные орфограммы.