Слайд 1Работа
над речевыми и грамматическими ошибками
при подготовке к ЕГЭ
и ОГЭ
Слайд 2Русский язык
Могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте калечить язык
Эллочкам-людоедкам!
Владимир Лифшиц
Слайд 36. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.
22. Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую
пару).
ЕГЭ
ОГЭ
Слайд 43. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во
втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься; сов.
1) вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси.
2) к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну.
3) к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам. О. к занятиям.
4) к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н.
5) в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).
ЕГЭ
Слайд 55. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая,
общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра.
Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции.
Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами.
Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это растение широко используется в кулинарии.
ЕГЭ
Слайд 66. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за
СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОНОВ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ВКУСНЕЕ торта
ЕГЭ
Слайд 77. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А)нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
Б)ошибка в построении
сложного предложения
В)нарушение в построении
предложения с
несогласованным
приложением
Г)нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных
форм
1)И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию –«испытанию любовью» – и этим раскрыл
истинную сущность своего героя.
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3)В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4)С.В. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5)В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском
лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.
Достоевского.
ЕГЭ
Слайд 8Классификация речевых ошибок
Что же такое речевые ошибки? Это любые случаи
отклонения от языковых норм, которые являются действующими. Человек без знания
этих законов может нормально работать, жить, выстраивать коммуникации с другими. Однако в определенных случаях эффективность при этом может страдать. Возникает риск быть понятым превратно или недопонятым.
Слайд 9Мы однажды за грибами
Собирались на заре.
И пёс Тузик вместе с
нами
Лаял громко в конуре.
Мы с друзьями поспешили
Отыскать опушку.
Здесь росли грибы
большие
Да ещё лягушки.
Слайд 10Лексические ошибки - нарушение лексических норм.
Были
проанализированы десятки тысяч творческих работ (сочинений и изложений) учащихся школ,
лицеев, гимназий (5 - 11 классы), абитуриентов вузов, собрана большая картотека ошибок. Наблюдения и анализ работ позволяют выделить ряд особенностей лексических ошибок, действующих в виде тенденций:
1.Отличаются преобладающим характером по отношению к грамматическим и собственно стилевым. Ведущими типами нарушений в области лексики являются употребление слов в несвойственном значении, неразличение значений синонимов и нарушение лексико-семантической сочетаемости;
2. Обладают возрастной устойчивостью, т.е. одни и те же разновидности встречаются в речи учащихся и младших , и старших классов с незначительными изменениями;
3. Характеризуются "жанровой устойчивостью", т.е. фиксируются в сочинениях и изложениях разных жанров (сочинениях-описаниях, размышлениях, изложениях по художественному тексту, творческих изложениях и т.п.);
4. Обладают "качественной устойчивостью". Это неправильное словоупотребление и сочетаемость.
5. Неправильному употреблению подвержены в большей степени слова определенных частей речи (в первую очередь глаголы), слова, находящиеся в определенных системных связях (значительное число синонимов, разветвленная семантическая структура и т.п.). В речи смешиваются не случайные, а наиболее близкие в семантическом отношении слова (в пределах синонимического ряда или лексико-семантической группы).
Слайд 12Одна из самых распространенных ошибок – употребление слова в несвойственном
ему значении.
Наиболее часто в неправильном значении употребляются заимствованные слова
Онегин был
стандартным представителем светских юношей.
Они в оригинале знают французский язык.
Затем кавалькада автобусов отправилась к месту приземления Гагарина.
Часто понятийная неточность связана с ошибочным употреблением слов из пассивного словарного состава.
В зале собрались люди изрядного возраста.
Каждая песнь, которую исполнял Шаляпин…
Раньше красиво одевались, а сейчас все в каких-то гимнастерках, хакеры что ли?
Слайд 13Способы устранения:
Комментированный словарный диктант.
Работа со словарем.
Пополнение словарного запаса учащихся.
Слайд 14Нарушение лексико-семантической сочетаемости слова.
Значительно чаще неправильному употреблению подвергаются глаголы:
один глагол той или иной группы употребляется вместо ряда других
слов этой же группы сходной семантики
Смешение внешне похожих словосочетаний.
Употребление слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей.
Раздались взрывы, которые создали боевики.
Вот на пути ручья образовался большой камень
…питать месть к фашистам
Лица богатырей показывают приближение врагов
Опытная мошенница скоропостижно покинула квартиру.
Особую роль в романе занимает тема семьи.
В парке запрещен выпас собак.
И тут наступает разгар их конфликта.
Слайд 15Упражнения на предупреждение подобных ошибок.
Выпишите из скобок слова, соответствующие норме
сочетаемости. Объясните причину выбора.
Дружба ( сильная, крепкая)
Водить (дружба, любовь)
Приходить
в (ярость, радость)
Зияющий (пропасть, вершина)
Высказать (мнение, вопрос)
Глухой (овраг, обрыв).
Достичь (успех, положение)
Верный (обещание, клятва)
Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками
Починка автомобиля
Заклятый друг
Полчища тружеников
Праздничный ужин
Кипучая деятельность
Кипучее безделье
Мелочная рыба
Страшно обрадовались
Оценивает позитивно
Праздная жизнь
Слайд 16Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая
особенности их сочетаемости.
Античный, классический
Врожденный прирожденный
Гостеприимный, радушный, хлебосольный
Губительный, пагубный
Длинный, длительный, долгий,
продолжительный, долговременный
Найти, обрести
Доказать, обосновать
Предвещать, предсказать
Расширить, увеличить, повысить
Мифология, языки
Талант, ум
Прием, хозяин, человек
Влияние, действие
Воздействие, период, путь, сборы, кредит
Опора, поддержка
Теорема, теория
Поражение, успех
Возможности, потенциал, уровень
Слайд 17Ошибки, связанные с неразграничением паронимов, синонимов и слов, близких по
значению.
Наличие общего корня в паронимах создает условия для их путаницы.
Не
учитываются оттенки значения, сфера употребления и разная сочетаемость синонимов.
Базаров разговаривает развязанно.
Тоска по женственной любви вошла к нему в сердце.
Закоренелого петербуржца сразу узнаешь.
Мы вышли к лесиситому озеру.
В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода.
Те, кто обладает детьми и внуками, знают, как они любят смотреть телевизор.
Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума.
Петр I образовал Петербург.
Мой дедушка участвовал в битвах Второй мировой…
Слайд 18Упражнения на предупреждение подобных ошибок.
Употребите паронимы в сочетании со словами,
данными в скобках.
Поиски – происки
(вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые)
Удачный –
удачливый
(день, охотник, намек, операция)
Нетерпимый – нестерпимый
(холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение)
Выберите из скобок нужное слово.
Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выделена, выдана) премия.
В (будние, будничные) дни я обычно встаю в шесть часов.
Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.
Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, заметить) невооруженным (глазом, взглядом)
Слайд 19Работа с синонимами:
Подобрать синонимы к заданному слову .
Расположить синонимы в
ряду по степени нарастания или убывания признака.
Устранить повтор в предложении
с помощью синонимов.
Исправить ошибки в предложении.
Выяснение оттенков значения синонимов из синонимического ряда.
Сфера употребления синонимов из синонимического ряда.
Слайд 20Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Лексическое видоизменение фразеологизма.
Изменение грамматической формы фразеологизма.
Немотивированное
изменение порядка слов.
Изменение значения или несоответствие фразеологизма контексту.
Двусмысленность.
Меня не так-то
просто провести вокруг пальца.
Вопрос гроша выеденного не стоит.
На ней были туфли на босую ногу.
Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне.
Фирменное блюдо ехидны – муравьи и термиты.
Он выскочил в коридор в чем мать родила, в трусах и в майке.
Нужен он мне как банный лист.
Он уважал родителей по мере необходимости.
Слайд 21Упражнения на предупреждение подобных ошибок.
Вместо точек вставьте слова, всегда употребляющиеся
в составе данных фразеологизмов:
Делить шкуру неубитого …..
….. в мешке не
утаишь.
Беречь как ….. ока.
Толочь ….. в ступе.
Надуться как ….. на крупу.
На воре и …..горит.
Купить ….. в мешке.
Держать ….. за пазухой.
Не в бровь, а в …..
Найдите объяснение каждому фразеологизму
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом
Слайд 22В приведенных примерах укажите ошибки в использовании фразеологизмов. Исправьте предложения.
Он
был не в шутку хмур.
Фамусов не блестит остроумием.
Она сделала вызов
обществу.
Элен меняет любовников, как одноразовые шприцы.
Мы отложим это на дальше.
Я в точных науках ни гу-гу.
Это легче пареной репы.
Со всех своих длинных ног он бросился бежать.
Вскоре эта пирамида рассыпалась, как мыльный пузырь.
Такого позора он до своего гроба не забудет.
Лучше умереть стоя, чем жить лежа.
Выпускники, взволнованные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.
Слайд 23Грамматические ошибки
на уровне
на уровне
на уровне
слова словосочетания предложения
Неправильное Нарушение норм Нарушение в построении
формообразование согласования, рядов однородных
управления, членов, нарушение
координации видо-временной
соотнесенности…
Грамматическая ошибка - это неcоблюдение норм
слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Слайд 24Нарушение управления в словосочетании
с предлогом
Запомни!
Оплатить
что – уплатить за что
беспокоиться о ком – тревожиться
за кого
надеть что на что – одеть кого во что
обращать внимание на что – уделять внимание чему
отзыв о чем – рецензия на что
предостеречь от чего – предупредить о чем
заметить что – догадаться о чем
Слайд 25Нарушение управления в словосочетании
с производным предлогом
благодаря
согласно
вопреки
наперекор
навстречу
подобно
ЧЕМУ?
Слайд 26Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом
«ПО» «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»
Запомни! Неправильно!!!
ПО ПРИЕЗДЕ В ГОРОД ПО ПРИЕЗДУ В ГОРОД
ПО ПРИБЫТИИ НА МЕСТО ПО ПРИБЫТИЮ НА МЕСТО
ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА ПО ИСТЕЧЕНИЮ СРОКА
ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ ПО ИСТЕЧЕНИЮ СРОКА
Слайд 27Найдите предложения с ошибкой управлении
Вследствие ранних заморозков камыш и осока
вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами.
По приезду из Петербурга Гоголь
поселился в доме Аксаковых.
По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.
По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
По окончанию глагола определяем спряжение.
Нам оплатили за сверхурочный труд.
Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение
Кондуктор попросил оплачивать за проезд.
Слайд 28Найдите предложения с ошибкой управлении
Вследствие ранних заморозков камыш и осока
вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами.
По приезду из Петербурга Гоголь
поселился в доме Аксаковых.
По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.
По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
По окончанию глагола определяем спряжение.
Нам оплатили за сверхурочный труд.
Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение
Кондуктор попросил оплачивать за проезд.
Слайд 29Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом
Поселившись в деревне, его мечта
осталась прежней.
Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
Он
ушел, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя.
Запомни!
Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.
Возвратившись со смотра, Кутузов прошел в свой кабинет…
Слайд 30Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом
Деепричастие должно стоять в том
же виде, что и основный глагол.
Деепричастный оборот не употребляется в
безличном предложении:
Деепричастный оборот не может быть употреблён, если предложение выражено страдательной конструкцией.
Слайд 31Совершенствуя технику чтения,
1)это влияет на успеваемость школьников.
2) необходимо на специальных
текстах.
3) мной была отмечена одна особенность восприятия текста.
4) не забывайте
о правильной интонации
Упражнения на предупреждение подобных ошибок.
Слайд 32Совершенствуя технику чтения,
1)это влияет на успеваемость школьников.
2) необходимо на специальных
текстах.
3) мной была отмечена одна особенность восприятия текста.
4) не забывайте
о правильной интонации
Упражнения на предупреждение подобных ошибок.
Слайд 33Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота
1)
Написав сочинение, выпускники стали готовиться к следующему экзамену.
2) Познакомившись с
трудами известного лингвиста, я решил стать филологом.
3) Изучая творчество этого писателя, мы многое узнали о прошлом своей страны.
4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам.
Слайд 34Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота
1)
Написав сочинение, выпускники стали готовиться к следующему экзамену.
2) Познакомившись с
трудами известного лингвиста, я решил стать филологом.
3) Изучая творчество этого писателя, мы многое узнали о прошлом своей страны.
4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам.
Слайд 35Нарушение управления в предложении с однородными членами
Слушатели передачи ожидали и
надеялись на встречу с известным телеведущим.
чего? на что?
ожидали и надеялись на встречу
Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
кого? кем?
уважаю и восхищаюсь родителями
Слайд 36В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Он любил и увлекался
чтением.
2) Он вынул книгу и начинает читать.
3) Дети одели панамы.
4)
Войдя в комнату, он внимательно осмотрел все.
Слайд 37В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Он любил и увлекался
чтением.
2) Он вынул книгу и начинает читать.
3) Дети одели панамы.
4)
Войдя в комнату, он внимательно осмотрел все.
Слайд 38В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Я за тобой очень
скучал.
2) Комиссия установила о причинах аварии.
3) Шли дождь и два
студента.
4) Похолодало, и мы надели теплое пальто.
Слайд 39В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Я за тобой очень
скучал.
2) Комиссия установила о причинах аварии.
3) Шли дождь и два
студента.
4) Похолодало, и мы надели теплое пальто.
Слайд 42Работа
над речевыми и грамматическими ошибками
при подготовке к ЕГЭ
и ОГЭ
Учитель русского языка и литературы 1 категории
МОУ «СОШ №77»
города Саратова
Максимова О.Е.