Разделы презентаций


Работа с текстом на уроках русского языка

Текст - интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке ряда наук: лингвистики, психологии, философии, истории, культурологии и др. Изучая текст, вы невольно обогащаете свой культурный багаж, получаете представление о добре

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Работа с текстом на уроках русского языка

Учитель русского языка и

литературы Воробьева В.Н.
МКОУ Малышевская СОШ

Работа с текстом на уроках русского языкаУчитель русского языка и литературы Воробьева В.Н.МКОУ Малышевская СОШ

Слайд 2 Текст - интегративная единица, глубокое понимание которой лежит

на стыке ряда наук: лингвистики, психологии, философии, истории, культурологии и

др. Изучая текст, вы невольно обогащаете свой культурный багаж, получаете представление о добре и зле, любви и ненависти, войне и мире и других сторонах жизни людей разных эпох. Вы учитесь сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять свои ошибки - становитесь образованными.  Наконец, вы овладеваете богатством точной и выразительной устной и письменной речи.
Текст - сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
   Следует отметить, что сам термин "текст" происходит от латинского textus - "связь, соединение". Значит, можно предположить (памятуя об афоризме Козьмы Пруткова "зри в корень"), что главным признаком текста все же является его связность.

Текст

Текст - интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке ряда наук: лингвистики, психологии, философии,

Слайд 3 Связность (когезия) текста - это категория, характеризующая

особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений, абзацев и

т.п. Обратите внимание, что средствами связности текста являются повторы, синонимы, антонимы, перифразы; а также лексико-грамматические, морфолого-синтаксические и др. средства (замена частей речи местоимениями, использование союзов и частиц, видо-временная соотнесенность глагольных форм и пр.).

Связность текста

Связность (когезия) текста - это категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов:

Слайд 4 Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение

фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования,

морфологии, синтаксиса и пунктуации.
Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков).
Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Комплексный анализ текста

Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики,

Слайд 5    формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его

применения;
    формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости для

успешной сдачи ЕГЭ;
     обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме;
    формирование навыков комплексного анализа текста;
    углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;
     формирование речевой и коммуникативной компетентности.

Цели и задачи:

    формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;    формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и

Слайд 6
     владеть нормами литературного языка и грамотного письма;
     анализировать тексты

разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков

орфографической и пунктуационной зоркости;
     пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;
    обогащать свой лексический запас, умело пользуясь словарями разных типов;
     приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.

Основные умения и навыки:

     владеть нормами литературного языка и грамотного письма;     анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки

Слайд 7 Прежде чем приступить к комплексному анализу текста,

учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и

в каком стиле создан.
В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с учащимися 5-11 классов. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала мною подбираются тексты различного уровня сложности.

Подбор материала

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения

Слайд 8 Начиная с 5 класса, обращаю внимание на

изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.

В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.

Подготовка к итоговой аттестации

Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста

Слайд 9Моя задача – научить детей правильному и полному ответу на

поставленные вопросы, исключить из речи учащихся ненужные слова, засоряющие русский

язык, научить детей правильно произносить слова, потребляемые в нашей речи
. Учу учащихся правильно пользоваться словарями, быстро находить нужное слово, уметь читать словарную статью.

Задачи

Моя задача – научить детей правильному и полному ответу на поставленные вопросы, исключить из речи учащихся ненужные

Слайд 10В 6 классе вводится понятие о разговорном и книжном стилях

речи, их отличии и сфере употребления.
В 7 классе вводится

понятие о публицистическом стиле, его признаках и жанрах.
В 8 классе мы дополняем знания по анализу текста понятиями о цепной и параллельной связи предложений в тексте
В 9 классе мы готовимся к выпускному экзамену по русскому языку

Изучение темы «Текст» начинается уже в первой четверти 5 класса

В 6 классе вводится понятие о разговорном и книжном стилях речи, их отличии и сфере употребления. В

Слайд 11 Очень важно, что в систему вопросов

для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации,

отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Орфографическая зоркость

Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы  по

Слайд 12В 9 классе в этом году преподается факультатив по русскому

языку «Комплексный анализ текста». Занимаюсь внеклассной работой, в 5-11 классах

второй год ведётся кружок «Проба пера», на следующий учебный год запланирован кружок «Театральная карусель».

Внеклассная работа

В 9 классе в этом году преподается факультатив по русскому языку «Комплексный анализ текста». Занимаюсь внеклассной работой,

Слайд 13Графики качества аттестационных работ по русскому языку за 2012/13гг, 2013/14гг,

2014/15 уч.гг

Графики качества аттестационных работ по русскому языку за 2012/13гг, 2013/14гг, 2014/15 уч.гг

Слайд 142012/2013 учебный год

2012/2013 учебный год

Слайд 152014/2015 учебный год

2014/2015 учебный год

Слайд 16 Как учитель русского ы языка и литературы, я занимаюсь

постоянно самообразованием, принимаю участие в районных вебинарах и семинаре –совещании

«Организация профилактической работы в условиях единого образовательного пространства» (сентябрь 2012г)
«ФГОС основного общего образования: содержание и механизм реализации» -72 ч. ( август

самообразование

Как учитель русского ы языка и литературы, я занимаюсь постоянно самообразованием, принимаю участие в районных вебинарах

Слайд 17закончила курсы повышения квалификации «Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей

с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» -72 ч.

(март 2014 г.)
дистанционные курсы классных руководителей « Специфика организации воспитательной работы в рамках ФГОС нового поколения» -72 ч. (май 2014 г.)

«Повышение квалификации учителя русского языка и литературы» -72 ч. (март 2015г.) и сертификат по обобщению оптом на региональном уровне.

закончила курсы повышения квалификации «Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной

Слайд 18 Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более

глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные

и творческие способности учащихся.

Заключение

Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика