Разделы презентаций


Работа с текстом в 5 классе (подготовка к ВПР по русскому языку)

Содержание

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1Пер..д во..ходом на п..ляну лож..т..ся первый моро(с/з)(4). В полумрак.. ра..света заморо(с/з)ки н..чинают (по)всей п..лян.. ра..ст..лать

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Работа с текстом в 5 классе
(подготовка к ВПР
по русскому

языку)
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
г. Реж

Работа с текстом в 5 классе(подготовка к ВПР по русскому языку) Щербакова Е.В.МАОУ СОШ № 2г. Реж

Слайд 21. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные

буквы и знаки препинания.
Текст 1
Пер..д во..ходом на п..ляну лож..т..ся первый

моро(с/з)(4). В полумрак.. ра..света заморо(с/з)ки н..чинают (по)всей п..лян.. ра..ст..лать белые х..лсты. Первый же луч.. со..нца уб..рает(2) х..лсты и ост..ёт..ся (на)белом фон.. з..лёное место. Вскоре белое ц..ликом и..ч..зает. Только (в)тени д..рев..ев долго ещё сохр..няют..ся беленькие п..лоски.
На син..м неб.. между з..лотыми д..рев..ями (не)поймёш..‚ что творит..ся. Унос..т ветер листы? Или стайками с..брались мелкие птич..ки и несут..ся(3) (в)д..лёкие края(1)?
Ветер з..ботливый хозяин. (За)лето везде он п..бывает‚ и (у)него даже (в)самых густых м..стах (не)ост..ёт..ся ни одного незн..комого листика. А когда ос..нь придёт, з..ботливый хозяин соб..рёт свой ур..жай.

1. Перепишите текст, раскрывая скобки,  вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы  и знаки препинания.Текст 1Пер..д

Слайд 3Пояснение
Перед восходом на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета

заморозки начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первый же

луч солнца убирает холсты, и остаётся на белом фоне зелёное место. Вскоре белое целиком исчезает. Только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие полоски.
На синем небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер листы? Или стайками собрались мелкие птички и несутся в далёкие края?
Ветер — заботливый хозяин. За лето он везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А когда осень придёт, заботливый хозяин соберёт свой урожай.

ПояснениеПеред восходом на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета заморозки начинают по всей поляне расстилать белые

Слайд 42. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые

разборы:
 
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4)

— синтаксический разбор предложения.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) — фонетический разбор;(2) — морфемный разбор;(3)

Слайд 5Пояснение
Фонетический разбор
края(1)
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
р — [р]

— согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
я —

[й'] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога
 

ПояснениеФонетический разборкрая(1)к — [к] — согласный, глухой, твёрдыйр — [р] — согласный, звонкий, твёрдыйа — [а] —

Слайд 6Пояснение
Морфемный разбор (по составу)
убирает(2)
у- — приставка
-бир- — корень
-а- — суффикс
-ет

— окончание
 

ПояснениеМорфемный разбор (по составу)убирает(2)у- — приставка-бир- — корень-а- — суффикс-ет — окончание 

Слайд 7Пояснение
Морфологический разбор
несутся(3)
1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что

делают?) несутся;
2) начальная форма — нестись; несоверш. вид, 1-е спряжение;

во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени;
3) в предложении является сказуемым.

ПояснениеМорфологический разборнесутся(3)1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся;2) начальная форма — нестись; несоверш.

Слайд 8Пояснение
Синтаксический разбор
Перед восходом на поляну ложится первый мороз(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное,

простое, распространённое.
Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (мороз

какой?) первый — определение; (ложится куда? на что?) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится когда?) перед восходом — обстоятельство.

ПояснениеСинтаксический разборПеред восходом на поляну ложится первый мороз(4).Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).Второстепенные

Слайд 93. Поставьте знак ударения в следующих словах:
 
Блаженный, пуховый, типаж, искоса.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах: Блаженный, пуховый, типаж, искоса.

Слайд 10Пояснение
Расставим ударения.

блажЕнный, пухОвый, типАж, Искоса.

ПояснениеРасставим ударения.блажЕнный, пухОвый, типАж, Искоса.

Слайд 114. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

К

вечеру на траве в саду заблестела роса.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи

Слайд 12Пояснение
Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении

частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.
Возможное,

но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

ПояснениеОбозначение частей речи в предложении:2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное

Слайд 135. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)

Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
 1) Билетёр громко попросил

нас предъявить билеты
2) Давай поговорим о том что подарить папе на день рождения
3) Дедушка буркнул Даша меня не убедила
4) По сообщению синоптиков дождь обойдёт столицу стороной


5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1)

Слайд 14Пояснение
1) Расставим знаки препинания:
Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила». (ИЛИ:

Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила!»)
2) Составим схему:
А: «П». (ИЛИ:

А: «П!»)
Примечание:
В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание - собственно прямая речь.

Пояснение1) Расставим знаки препинания:Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила». (ИЛИ: Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила!»)2) Составим

Слайд 156. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания

внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали

свой выбор. 
1) Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь.
2) Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь.
3) Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье.
4) А где же ты Федя лешего видал?

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком

Слайд 16Пояснение
Расставим знаки препинания:
1) Со­ба­ки разом под­ня­лись и с лаем ри­ну­лись прочь. - Запятые не

нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между

ними не ставится.
2) Павел бро­сил горсть сухих су­чьев на огонь. - Запятые не нужны.
3) Маль­чи­ки за­сме­я­лись и при­умолк­ли на мгно­ве­нье. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) А где же ты, Федя, ле­ше­го видал? - С двух сторон выделяется обращение «Федя».
 
Ответ: 4) А где же ты, Федя, ле­ше­го видал? - С двух сторон выделяется обращение «Федя».
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

ПояснениеРасставим знаки препинания:1) Со­ба­ки разом под­ня­лись и с лаем ри­ну­лись прочь. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И,

Слайд 177. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания

внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали

свой выбор.
1) От сахара портятся зубы и я предпочитаю мёд.
2) Подосиновики у нас растут по краям оврагов и среди ёлок.
3) Секретарь перестал записывать и удивлённо смотрел на происходящее.
4) Они постоянно ссорятся и спорят друг с другом.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком

Слайд 18Пояснение
Расставим знаки препинания.
1) От са­ха­ра пор­тят­ся зубы, и я пред­по­чи­таю мёд. - Запятая между частями

сложного предложения.
2) Под­оси­но­ви­ки у нас рас­тут по краям овра­гов и среди ёлок. -

Запятые не нужны: однородные обстоятельства соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Сек­ре­тарь пе­ре­стал за­пи­сы­вать и удивлённо смот­рел на про­ис­хо­дя­щее. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Они по­сто­ян­но ссо­рят­ся и спо­рят друг с дру­гом. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 1) От са­ха­ра пор­тят­ся зубы, и я пред­по­чи­таю мёд. - Запятая между частями сложного предложения. 
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

ПояснениеРасставим знаки препинания.1) От са­ха­ра пор­тят­ся зубы, и я пред­по­чи­таю мёд. - Запятая между частями сложного предложения.2) Под­оси­но­ви­ки у нас рас­тут по краям овра­гов

Слайд 198. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6—8 текста.

Запишите ответ.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2
(1)Оля и

Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
(6)Соловей перестал петь.
(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
(9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля.
(10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
(В. А. Сухомлинский)
8. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6—8 текста. Запишите ответ. Прочитайте текст 2 и выполните

Слайд 20Пояснение
В предложениях представлено повествование. Повествование – это тип текста, в

котором описываются события в определённой последовательности.
Ответ: повествование

ПояснениеВ предложениях представлено повествование. Повествование – это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.Ответ: повествование

Слайд 219. В предложениях 1—2 найдите слово со значением «трудный, надоедливый».

Выпишите это слово.

(1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес.

(2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
9. В предложениях 1—2 найдите слово со значением «трудный, надоедливый». Выпишите это слово.(1)Оля и Лида, маленькие девочки,

Слайд 22Пояснение
В предложении 2 есть слово «утомительной», которое имеет значение «трудный,

надоедливый».

Ответ: утомительной

ПояснениеВ предложении 2 есть слово «утомительной», которое имеет значение «трудный, надоедливый».Ответ: утомительной

Слайд 2310. В предложениях 11—13 найдите синоним к слову «совестно» и

выпишите его.

— (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(13)— Стыдно...

перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

10. В предложениях 11—13 найдите синоним к слову «совестно» и выпишите его.— (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто

Слайд 24Пояснение
Синонимы - это слова, близкие по значению.

В предложении 13 есть

слово «стыдно», которое является синонимом к слову «совестно».
Ответ: стыдно

ПояснениеСинонимы - это слова, близкие по значению.В предложении 13 есть слово «стыдно», которое является синонимом к слову

Слайд 2511. Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Оля и Лида, маленькие

девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на

траву отдохнуть и пообедать.
(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
(6)Соловей перестал петь.
(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
(9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля.
(10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

11. Определите и запишите основную мысль текста.(1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги

Слайд 26Пояснение
Определим основную мысль текста.
В своих поступках Лида руководствуется совестью, поэтому

она не сорит в лесу, как Оля, которая может поступить

как ей захочется, если никто не видит.

ПояснениеОпределим основную мысль текста.В своих поступках Лида руководствуется совестью, поэтому она не сорит в лесу, как Оля,

Слайд 2712. Какой факт, по мнению автора текста,
свидетельствует о том,

что Оля и Лида не хотели спугнуть соловья? Запишите ответ.

 
(1)Оля

и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
(6)Соловей перестал петь.
(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
(9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля.
(10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
 

12. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Оля и Лида не хотели спугнуть

Слайд 28Пояснение
Оля и Лида не хотели спугнуть соловья, поэтому сидели, боясь

пошевелиться.

ПояснениеОля и Лида не хотели спугнуть соловья, поэтому сидели, боясь пошевелиться.

Слайд 29Интернет-источники
http://ramki-vsem.ru/fon/nadpis8.png
http://www.playcast.ru/uploads/2016/05/05/18538069.png
https://rus5-vpr.sdamgia.ru/
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fa1/00035778-d7eb52a3/hello_html_m530a50fd.png

Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год,

Кузнецов. 

Интернет-источникиhttp://ramki-vsem.ru/fon/nadpis8.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2016/05/05/18538069.pnghttps://rus5-vpr.sdamgia.ru/https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fa1/00035778-d7eb52a3/hello_html_m530a50fd.pngВсероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов. 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика