Слайд 1
Работа с текстом в 5 классе
(подготовка к ВПР
по русскому
языку)
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
г. Реж
Слайд 21. Перепишите текст, раскрывая скобки,
вставляя, где это необходимо, пропущенные
буквы
и знаки препинания.
Текст 1
Пер..д во..ходом на п..ляну лож..т..ся первый
моро(с/з)(4). В полумрак.. ра..света заморо(с/з)ки н..чинают (по)всей п..лян.. ра..ст..лать белые х..лсты. Первый же луч.. со..нца уб..рает(2) х..лсты и ост..ёт..ся (на)белом фон.. з..лёное место. Вскоре белое ц..ликом и..ч..зает. Только (в)тени д..рев..ев долго ещё сохр..няют..ся беленькие п..лоски.
На син..м неб.. между з..лотыми д..рев..ями (не)поймёш..‚ что творит..ся. Унос..т ветер листы? Или стайками с..брались мелкие птич..ки и несут..ся(3) (в)д..лёкие края(1)?
Ветер з..ботливый хозяин. (За)лето везде он п..бывает‚ и (у)него даже (в)самых густых м..стах (не)ост..ёт..ся ни одного незн..комого листика. А когда ос..нь придёт, з..ботливый хозяин соб..рёт свой ур..жай.
Слайд 3Пояснение
Перед восходом на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета
заморозки начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первый же
луч солнца убирает холсты, и остаётся на белом фоне зелёное место. Вскоре белое целиком исчезает. Только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие полоски.
На синем небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер листы? Или стайками собрались мелкие птички и несутся в далёкие края?
Ветер — заботливый хозяин. За лето он везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А когда осень придёт, заботливый хозяин соберёт свой урожай.
Слайд 42. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые
разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4)
— синтаксический разбор предложения.
Слайд 5Пояснение
Фонетический разбор
края(1)
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
р — [р]
— согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
я —
[й'] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога
Слайд 6Пояснение
Морфемный разбор (по составу)
убирает(2)
у- — приставка
-бир- — корень
-а- — суффикс
-ет
— окончание
Слайд 7Пояснение
Морфологический разбор
несутся(3)
1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что
делают?) несутся;
2) начальная форма — нестись; несоверш. вид, 1-е спряжение;
во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени;
3) в предложении является сказуемым.
Слайд 8Пояснение
Синтаксический разбор
Перед восходом на поляну ложится первый мороз(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное,
простое, распространённое.
Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (мороз
какой?) первый — определение; (ложится куда? на что?) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится когда?) перед восходом — обстоятельство.
Слайд 93. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Блаженный, пуховый, типаж, искоса.
Слайд 10Пояснение
Расставим ударения.
блажЕнный, пухОвый, типАж, Искоса.
Слайд 114. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
К
вечеру на траве в саду заблестела роса.
Слайд 12Пояснение
Обозначение частей речи в предложении:
2) Обязательное указание отсутствующих в предложении
частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.
Возможное,
но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.
Слайд 135. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Билетёр громко попросил
нас предъявить билеты
2) Давай поговорим о том что подарить папе на день рождения
3) Дедушка буркнул Даша меня не убедила
4) По сообщению синоптиков дождь обойдёт столицу стороной
Слайд 14Пояснение
1) Расставим знаки препинания:
Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила». (ИЛИ:
Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила!»)
2) Составим схему:
А: «П». (ИЛИ:
А: «П!»)
Примечание:
В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание - собственно прямая речь.
Слайд 156. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали
свой выбор.
1) Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь.
2) Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь.
3) Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье.
4) А где же ты Федя лешего видал?
Слайд 16Пояснение
Расставим знаки препинания:
1) Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь. - Запятые не
нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между
ними не ставится.
2) Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь. - Запятые не нужны.
3) Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) А где же ты, Федя, лешего видал? - С двух сторон выделяется обращение «Федя».
Ответ: 4) А где же ты, Федя, лешего видал? - С двух сторон выделяется обращение «Федя».
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Слайд 177. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали
свой выбор.
1) От сахара портятся зубы и я предпочитаю мёд.
2) Подосиновики у нас растут по краям оврагов и среди ёлок.
3) Секретарь перестал записывать и удивлённо смотрел на происходящее.
4) Они постоянно ссорятся и спорят друг с другом.
Слайд 18Пояснение
Расставим знаки препинания.
1) От сахара портятся зубы, и я предпочитаю мёд. - Запятая между частями
сложного предложения.
2) Подосиновики у нас растут по краям оврагов и среди ёлок. -
Запятые не нужны: однородные обстоятельства соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Секретарь перестал записывать и удивлённо смотрел на происходящее. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Они постоянно ссорятся и спорят друг с другом. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 1) От сахара портятся зубы, и я предпочитаю мёд. - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Слайд 198. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6—8 текста.
Запишите ответ.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2
(1)Оля и
Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
(6)Соловей перестал петь.
(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
(9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля.
(10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
(В. А. Сухомлинский)
Слайд 20Пояснение
В предложениях представлено повествование. Повествование – это тип текста, в
котором описываются события в определённой последовательности.
Ответ: повествование
Слайд 219. В предложениях 1—2 найдите слово со значением «трудный, надоедливый».
Выпишите это слово.
(1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес.
(2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Слайд 22Пояснение
В предложении 2 есть слово «утомительной», которое имеет значение «трудный,
надоедливый».
Ответ: утомительной
Слайд 2310. В предложениях 11—13 найдите синоним к слову «совестно» и
выпишите его.
— (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(13)— Стыдно...
перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Слайд 24Пояснение
Синонимы - это слова, близкие по значению.
В предложении 13 есть
слово «стыдно», которое является синонимом к слову «совестно».
Ответ: стыдно
Слайд 2511. Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Оля и Лида, маленькие
девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на
траву отдохнуть и пообедать.
(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
(6)Соловей перестал петь.
(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
(9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля.
(10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Слайд 26Пояснение
Определим основную мысль текста.
В своих поступках Лида руководствуется совестью, поэтому
она не сорит в лесу, как Оля, которая может поступить
как ей захочется, если никто не видит.
Слайд 2712. Какой факт, по мнению автора текста,
свидетельствует о том,
что Оля и Лида не хотели спугнуть соловья? Запишите ответ.
(1)Оля
и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
(6)Соловей перестал петь.
(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
(9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля.
(10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Слайд 28Пояснение
Оля и Лида не хотели спугнуть соловья, поэтому сидели, боясь
пошевелиться.
Слайд 29Интернет-источники
http://ramki-vsem.ru/fon/nadpis8.png
http://www.playcast.ru/uploads/2016/05/05/18538069.png
https://rus5-vpr.sdamgia.ru/
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fa1/00035778-d7eb52a3/hello_html_m530a50fd.png
Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год,
Кузнецов.