Слайд 3
ТЕМА:
Развитие и оценка функциональной грамотности
по чтению и пониманию текста
в соответствии
с международными исследованиями: PIRLS, PISA
Слайд 4Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с
документами.
Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые
сообщения.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Слайд 5
Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с
документами.
Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые
сообщения.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Слайд 6 Формы функциональной грамотности
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная
грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7.
Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
Слайд 7Функциональная грамотность
1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и
письма;
2) направлена на решение бытовых проблем;
3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах
и характеризует человека в определенной ситуации;
4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
Слайд 8В каких предметных областях различные международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS)
проверяют уровень сформированности функцинальной грамотности?
В данных исследованиях функциональная грамотность проверяется
в следующих предметных областях: чтение, математика, естественно-научные предметы.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «фунциональное чтение»?
Слайд 9Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник
в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно
интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Слайд 10
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник
в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно
интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Слайд 11Что такое грамотность чтения?
В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью
чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и
их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность»подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Слайд 12 TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) –
Международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования.
PISA(Programme
for International Student Assessment) – Программа международной оценки обучающихся. Оценивается математическая грамотность, грамотность в области чтения и естествознания 15-16 летних учащихся.
PIRLS – Международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста" (Progress in International Reading Literacy Study).
Слайд 13 В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие
уровни:
поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый
низкий
уровень);
поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками
информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование
выводов и гипотез относительно содержания текста.
Слайд 14
Лингвистический анализ текста —
это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых
средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия».
Слайд 15 Комплексный анализ текста
Как известно, конечная цель обучения русскому языку
– это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить
деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.