Слайд 2Повторение: Способ связи слов в словосочетании
Определите вид сочинительной связи в
словосочетаниях
Вишнёвая шаль, способ разбора, ласково улыбнулся.
Найдите в предложении словосочетание
со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.
Со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись
Слайд 3Повторение: Способ словообразования
Определите способ словообразования следующих слов
Пришкольный, выпускник, подоконник, выход,
самолёт, рабочий (человек).
Найдите в предложениях слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
В произведениях
искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, укрепления веры в добро, правду, справедливость.
Где нет способности верить, знания не становятся убеждениями. Ум и сердце – «лёд и пламень», их не соединить, если нет передаточного механизма.
Слайд 4Сложным называется предложение, состоящее из двух и более основ.
Основными средствами
связи простых предложений в сложном являются интонация, союзы (сочинительные и
подчинительные) или союзные слова (относительные местоимения).
Волны звучали, солнце сияло, море смеялось .
Герд радовался, что не он один ждёт ветра, а ждёт с ним весь город.
Слайд 5В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные
(сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные.
Слайд 6Сложносочинёнными называются предложения, части которого соединены интонацией и сочинительными союзами:
и,
да = и, ни… ни…, а, да = но, но,
или, либо, ли… ли…
Слайд 7Сложноподчинёнными называются предложения, части которого связаны интонацией, подчинительными союзами или
союзными словами.
Страх обратился в ужас, когда я
стал замечать, что заблудился, сбился с дороги.
Слайд 8В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения.
Придаточными являются предложения,
в которых находится союз или союзное слово. Выделяются следующие типы
придаточных предложений:
Изъяснительные (что? о чём?)
Определительные ( какой? чей? который?)
Обстоятельственные (места, времени, причины, образа действия и степени и др.)
Слайд 9Назовите грамматическую основу предложения, определите, простым или сложным является предложение
Ветер
по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл
за клубочком.
Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная листва.
Татьяна любила просыпаться до зари и встречать рассвет.
Слайд 10Назовите грамматическую основу предложения, определите, простым или сложным является предложение
Осенние
листья темнеют и теряют свои краски.
Только кое-где вблизи упорно шептал
и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
На берегу стоит бобровая хатка , и напоминает она стог сена.
В лугах печально кричали ночные птицы, белая звезда переливалась над рекою.
Листья пожухли и шуршат при ветре.
Слайд 11 Домашнее задание:
п. 96
1 группа – 10 предложений различного вида из худож.
литературы
2 группа – упр. 437
Повторить: Способы словообразования.