Слайд 1Урок письма, 6 класс
Презентацию выполнила
учитель русского языка и
литературы
МКОУ СОШ №12 села Малая Джалга
Апанасенковского района Ставропольского
края
Магомедова Инга Борисовна
Слайд 2Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно...
Э. Асадов «Одно письмо»
Слайд 3Тема урока:
«Секреты письма. Умеем ли мы писать письма?»
.
Слайд 4
Цель урока - познакомиться с историей письма, узнать об эпистолярном
жанре, его особенностях. Научиться писать письма личного характера.
Слайд 5
В Африке известия передавались от одного поселения к другому
дробью большого барабана- тамтама.
Канадские индейцы разводили костры, дым которых
был виден издалека. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии.
Слайд 7Бутылочная почта
Такая почта существовала с давних времен. Моряки бросали в
воду бутылки с письмами. Бутылочная почта служит и сегодня науке.
С кораблей, изучающих океаны, сбрасывают стеклянные бутылки с открытками внутри. Нашедшего просят сообщить, где он был выловлен, таким образом изучают морские течения, их скорость, изменчивость.
Слайд 9Ямщик – это возница, кучер на почтовых лошадях. Название профессии
«ямщик» происходит от слова «ям». Так в России XIII –
XVIII веков назывались почтовые станции.
Россия
Именно в России, где от одного селения до другого приходилось преодолевать огромные расстояния, появились поддужные или ямщицкие колокольчики. Подвешивались они под дугой коренника (центральной лошади в тройке). В основном колокольчики помещались на почтовых тройках в качестве сигнального средства. Во-первых, сигнал был нужен, чтобы потребовать от пешеходов и других экипажей немедленно освободить дорогу. Во-вторых, такой сигнал оповещал персонал почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.
Слайд 10Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.
В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге
из Петербурга в Царское село.
В 1851 году впервые был отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву, и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских.
Почтовые поезда
Слайд 11Зарождение авиапочты
В первые десятилетия XX века в России для ускорения
доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым
грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву.
Далее развитие авиапочты шло стремительными темпами, налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты за рубеж.
Слайд 14Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, имеет адресата, адресанта.
Письмо отличает многообразие тем и стилей, легкость перехода от одного
предмета к другому, сочетание серьезности и незначительности в предмете разговора.
Слайд 15Эпистола
(лат.Epistola – письмо) литературное произведение в форме письма, в
котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета.
Эпистолярный.
О литературных произведениях: в форме письма, переписки. Эпистолярный жанр. Эпистолярный стиль.
Эпистолярный жанр - жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки. Этот жанр развился из бытовой переписки. Форма писем или посланий (эпистол) позволяет героям в непринужденной, доверчивой беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают, благодаря этому, особой убедительностью. Ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярного жанра, отличающий его от дневников. Послание может быть как прозаическое, так и стихотворное. Общеизвестные письма А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, Г. Флобера, Г. Мопассана и других замечательных людей вошли в культурное наследие нации.
Слайд 16
Адресат - тот, кому адресовано письмо.
Адресант - тот, кто посылает
почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение).
.
Слайд 17
Запишите в тетрадь только слова,
лексическое значение которых
сформулировано здесь.
1. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания - …..
2. Цифровое обозначение
населенного пункта - …..
3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено- …..
4.Человек, разносящий письма, телеграммы, посылки - …..
5. Приписка к оконченному и подписанному письму - …..
6. Тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление …..
7. Маленький, обычно четырехугольный бумажный знак оплаты почтовых и некоторых других сборов, с рисунком и обозначением цены - …..
КЛЮЧ 1
1. Конверт.
2. Индекс.
3. Адрес.
4. Почтальон.
5. Постскриптум
(от лат. «после написанного» - Р.S.).
6. Адресат.
7. Марка.
Каждое правильно отгаданное слово оценивается в 1 балл.
Слайд 19
Письмо Антона Павловича к В.Г. Короленко.
Дорогой Владимир Галактионович!
Спешу
сообщить Вам, что я добрался благополучно до своего родного
дома. Когда
Вы, дорогой друг, писали последнее послание, я был далеко
от Петербурга. На вечер в пользу семьи Г.И. Успенского едва ли
попаду, так как выбраться из дому мне нелегко и так как, вообще
говоря на вечерах я не читаю. Достаточно мне почитать 3-5 минут, как
во рту у меня сохнет, голос сипнет, и я начинаю непрерывно
откашливаться.
У Вукола я не праздновал. Проездом через Москву был у Льва Толстого
и с удовольствием провел у него часа два.«Русское богатство» получаю. Большое Вам спасибо.
Крепко жму Вам руку. Ваш душой
А.П. Чехов.
Слайд 20
Письмо Л.Н. Толстого к Н.Н. Страхову.
Любезный Николай Николаевич!
Благодарю вас за
письмо: мы поджидали его и начинали уже
беспокоиться о Вас. Очень
радуюсь за то, что Вам было
хорошо у нас. Жду Вашу биографию, которую хоть и браните,
но я знаю, что там будет много хорошего. Я все переделываю,
поправляю свое писанье и очень занят. Погода прекрасная, мы
все веселы и здоровы. Смерть Тургенева я ожидал, а все-таки
очень часто думаю о нем теперь. Простите, что пишу
несколько слов. Не забывайте нас за то, что мы Вас любим.
Ваш Л. Н. Толстой.
Слайд 21
Смотрю налево - вижу тебя. Смотрю направо - вижу тебя.
Смотрю на звезды - вижу тебя. Смотрю на землю -
вижу тебя. Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!
Зайчонок вот уже как месяц мое сердце стало тяжелее! Врачи говорят, что это болезнь, но я то точно знаю, что это просто ты в нем поселилась! А мой диагноз - это любовь! Любовь к самой замечательной девушке на свете... к тебе!
Пишу я, чтобы пожелать тебе спокойной ночи, быть может, свидимся мы завтра вновь! Терпеть разлуку, нет больше мочи, ведь это, Солнышко, любовь.
Ты знаешь, я тебя больше не люблю... Я тебя очень сильно люблю!
Ты чудесный и очень дорогой для меня человек. Мне так хочется, чтобы ты был счастлив, и я буду, благодарна тебе, если ты разрешишь мне принять в этом участие.
Я люблю тебя. Хочешь, докажу? Хочешь, на луне далекой тополь посажу? Хочешь, утону? Я люблю тебя! Не веришь? Все равно люблю!
Приветик! А я тебя люблю! Спасибо за все!
Мало в СМС-ке строчек, Люблю тебя, мой ангелочек! Ты мой маленький цветочек, У наших чувств не будет точек.
Слайд 22Письма
Деловые (служебные)
Убедительность,
строгая последовательность, лаконизм, информативность
Деловая переписка близка
официально-деловому стилю наличием особого запаса официальной, канцелярской лексики и фразеологии.
Личные
Эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, большой охват событий и сведений из жизни автора письма или адресата
Сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи
Слайд 23
Композиционные части письма.
1).Приветствие, обращение - название того, кому предназначено
письмо.
2).Вступление.
Выражение различных чувств: извинение, благодарность, сожаление, радость. Вопросы, отражающие
интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. Формулировка цели письма или объяснение причины его написания.
3).Основная часть.
Изложение информации, интересующей адресата. Сведения о родных, близких, о времяпрепровождении (свободном или рабочем), о впечатлениях, мыслях, воспоминаниях.
4). Заключение. Выражение уважения, любви, преданности, почтения. Пожелание успехов, формулы прощания. Подпись.
5). P.S. Если ты что-то забыл написать можно, дописав ниже, оформив знаком P.S. (post scriptum) «после написанного». (Дополнительная информация, если необходимо).
Слайд 24КЛЮЧ 2
Письмо-рассказ - 4
письмо-просьба - 1
письмо-благодарность - 3
письмо-поздравление -2
Каждый правильный
ответ оценивается
в 1 балл.
Слайд 25Практическая деятельность
Задание группе №1 Выберите слова и выражения, которые вы
могли бы использовать в письме к другу для
приветствия
Задание группе №2. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для основной части.
Задание для группы №3. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для заключительной части.
Слайд 26
Правила написания письма.
Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее.
Не позднее чем через три-пять дней после получения.
Бумага для письма
должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым…
Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
В правом верхнем углу письма непременно поставь дату написания.
Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями:
«Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
Обязательно поставь подпись.
Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S. , что означает : «после написанного».
Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», « Найдешь ошибку – прими за улыбку».
Слайд 27
От кого_Иванова Игоря Петровича
Откуда_Московская область,_____
город Ногинск, улица Товарная, 25
Индекс места отправления
248677
Кому___Смирнову______
Алексею Ивановичу_____
Куда Саратовская область,
Ивановский район ,______
деревня Бережки, дом 15
_______________________
Индекс места назначения
356703
Оформление конверта
Слайд 28Рефлексия
Что вы узнали нового сегодня на уроке? Чему научились?
Что вам
запомнилось больше всего на уроке?
Какие письма, на ваш взгляд, имеют
большую эмоциональность, чувственность: передаваемые почтой и по электронному адресу?
Синквейн
Друг.
Верный, настоящий.
Выручает, помогает, понимает.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба.
Слайд 29
Э. Асадов «Одно письмо»
Как мало все же человеку надо!
Одно письмо.
Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за
окошком больше не темно...
Зажглись рябин веселые костры,
И все вокруг вишнево-золотое...
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно-хмельное!
И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир.
Как много все же надо человеку!
Слайд 30
Домашнее задание
Напишите письмо
1. другу о родном селе,
2.
письмо в прошлое,
3. письмо любимому писателю,
4. письмо своей семье.
Выберите одну из тем.
Проявите свое творчество.