Разделы презентаций


Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса

Содержание

Синтаксис (от греч. syntaxis – «порядок», «построение», «составление») – раздел науки о языке, в котором изучаются основные синтаксические единицы (словосочетание, предложение) и их функции. Основные единицы синтаксиса: единицы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1▪ПРОЕКТ: Презентация ▪ ТЕМА: «Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Виды грамматической связи слов в словосочетании» ▪НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ГБОУ СПО МО

«НТЭТ»


▪ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО АВТОРА:
Жигарева Ольга Николаевна
– преподаватель русского языка
высшей квалификационной категории

▪ПРОЕКТ: Презентация ▪ ТЕМА: «Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды грамматической связи слов в словосочетании»

Слайд 2Синтаксис
(от греч. syntaxis – «порядок», «построение», «составление») – раздел

науки о языке,
в котором изучаются основные синтаксические единицы (словосочетание,

предложение) и их функции.
Основные единицы синтаксиса: единицы неравнозначные
Словосочетание Предложение Текст





Синтаксис (от греч. syntaxis  – «порядок», «построение», «составление») – раздел науки о языке, в котором изучаются

Слайд 3Предложение –
синтаксическая единица, служащая средством общения,
единица коммуникативная.
Например:
Тяжелые тучи,

напитанные холодной влагой, висят над землей.
(К. Паустовский)
Синтаксис всегда изучается

вместе с пунктуацией.


Главная единица синтаксиса

Предложение – синтаксическая единица, служащая средством общения, единица коммуникативная.Например:Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. 							(К.

Слайд 4Пунктуация
(от лат. punktum – точка) –
система правил постановки знаков

препинания (препинание – остановка, перерыв) – это знаки, которые ставятся

между словами и группами слов в письменной речи.
Казнить нельзя помиловать ?
Пунктуация(от лат. punktum – точка) – система правил  постановки знаков препинания (препинание – остановка, перерыв)

Слайд 5«Знаки препинания – ноты при чтении» А.П. Чехов
▪ Знаки препинания служат

важным средством оформления письменной речи,
так как при их помощи

происходит ее членение.
Текст
группа предложений,
определенным образом связанных,
тематически и логически объединенных.




«Знаки препинания –  		ноты при чтении» 					А.П. Чехов▪ Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи,

Слайд 6СЛОВОСОЧЕТАНИЕ:
ВЕСЕЛО СМЕЯТЬСЯ ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ
НАЕДИНЕ С ДРУГОМ
ДОМИК С ПАЛИСАДНИКОМ
СКАЗОЧНО КРАСИВЫЙ
Синтаксическая

единица, рассматриваемая как один из компонентов предложения

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ:ВЕСЕЛО СМЕЯТЬСЯ	 		ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГНАЕДИНЕ С ДРУГОМ					ДОМИК С ПАЛИСАДНИКОМСКАЗОЧНО КРАСИВЫЙ Синтаксическая единица, рассматриваемая как один из компонентов предложения

Слайд 7Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в

озеро.
Справка:
Шатёр – 1. большая палатка, крытая обычно тканью; 2.

высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей и т.п.; спец.)

Задание: запишите предложение, «разрубите» его на словосочетания.

Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в озеро.Справка: Шатёр – 1. большая палатка, крытая

Слайд 8сочетание двух и более слов,
связанных подчинительной связью и представляющих

собой смысловое единство.
▪ Признаки словосочетания:
☀ состав словосочетания –
два

(и более) самостоятельных слова;
☀ смысловое единство слов;
☀ подчинительная грамматическая связь
между компонентами словосочетания.
▪ Структура словосочетания:
главное слово подчиненное (зависимое)
горная река
главный компонент – река,
подчиненный – горная

Словосочетание:




сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью и представляющих собой смысловое единство.▪ Признаки словосочетания: ☀ состав

Слайд 9▪ сочетание подлежащего и сказуемого
☀светит солнце,
▪ сочетание однородных

членов
☀ цветы и травы,
▪ сочетание предлога и слова


☀у колодца
Словосочетание является элементарной единицей синтаксиса, служащей «строительным материалом» для предложения.

Не является словосочетанием

▪ сочетание подлежащего и сказуемого ☀светит солнце, ▪ сочетание однородных членов ☀ цветы и травы, ▪ сочетание

Слайд 10▪ Словосочетание не выражает и не сообщает мысль, а выполняет

номинативную функцию, т.е. служит распространенным названием. Задание: определите, что обозначают

словосочетания.

Зимний вечер, говорить по-русски, собирать грибы, хрустящий снег, спокойно спать, читать книги, капризная девочка, радостно смеяться, встретиться с сестрой.

▪ Словосочетание не выражает и не сообщает мысль, а выполняет номинативную функцию, т.е. служит распространенным названием.

Слайд 11Типы словосочетаний

Типы словосочетаний

Слайд 12Типы словосочетаний

Типы словосочетаний

Слайд 13Типы словосочетаний

Типы словосочетаний

Слайд 14 Задание: составьте словосочетания из данных слов.
1)

глубокий, озеро;
2) встать, стол;
3) мой, книга;
4) очень, веселый;
5) гулять, парк;
6)

встретиться, друзья;
7) смеяться, весело;
8) лепесток, роза;
9) всматриваться, пристально;
10) лежать, трава;
11) фонтан, брызги;
12) недалеко, поляна;
13) уставший, работа.
Задание:  составьте  словосочетания из данных слов.1) глубокий, озеро;2) встать, стол;3) мой, книга;4)

Слайд 15▪ От способа выражения главного компонента словосочетания зависит не только

тип словосочетания, но и вид грамматической связи и смысловые отношения,

которые устанавливаются между компонентами словосочетания.

Грамматическая система русского языка рассматривает
три вида связи слов
в словосочетании
согласование управление примыкание




▪ От способа выражения главного компонента словосочетания зависит не только тип словосочетания, но и вид грамматической связи

Слайд 16Виды грамматической связи слов в словосочетании

Виды грамматической связи слов  в словосочетании

Слайд 17Виды грамматической связи слов в словосочетании

Виды грамматической связи слов  в словосочетании

Слайд 18Управление







Управление

Слайд 19Виды грамматической связи слов в словосочетании

Виды грамматической связи слов  в словосочетании

Слайд 20Задание: запишите предложения, расставляя в них знаки препинания; выпишите словосочетания,

построенные по типу согласования, управления, примыкания.
1.Тяжелые тучи напитанные холодной влагой

висят над землей.
2. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.
3. В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешни.
4. Перед вами на берегу реки высится огромный холм весь покрытый лишь мхом и ольшаником.
5. Ветер бил с такой силой что накрепко припечатывал к щеке сорванный с дерева мокрый лист.

Проверьте свои силы: выполните осложнённое упражнение.

Задание: запишите предложения, расставляя в них знаки препинания; выпишите словосочетания, построенные по типу согласования, управления, примыкания.1.Тяжелые тучи

Слайд 21Синтаксические ошибки на уровне словосочетания:
▪ нарушения согласования зависимого слова с главным

в числе, роде, падеже (нарушения грамматической связи слов);
▪ нарушения управления:

неверный выбор падежной формы или предлога.
Синтаксические ошибки на уровне словосочетания:▪ нарушения согласования зависимого слова с главным в числе, роде, падеже (нарушения грамматической

Слайд 231. Уверены, что ваши советы помогут многим избавиться от недуга,

а кому-то обрести надежду выздоровления.
2. Он измучил меня со своей

ревностью, не разрешает встречаться с друзьями.
3. Согласно договора при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен.
4. В отношении полковника авиации, пилотировавшему самолётом, будет возбуждено уголовное дело.
5. Как считают эксперты журнала «Нейчур», увеличение содержания газов, вызывающих парниковый эффект, обусловлено с человеческой деятельностью и в первую очередь происходит из-за сжигания огромного количества топлива.

Проверьте свои силы: отредактируйте словосочетания в предложениях.

1. Уверены, что ваши советы помогут многим избавиться от недуга, а кому-то обрести надежду выздоровления.2. Он измучил

Слайд 24Информационное обеспечение.
Основные источники:
1. Герасименко Н.А., Канафьева А. В., Леденева В.В.

и др. Русский язык: Учебник для студ. сред. проф. учеб.

заведений / Н.А. Герасименко. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
1. Изображение «Школьная доска»: фото из личного архива.
2. Изображение «Домашнее задание»:
http://atyrau.atr.slando.kz/obyavlenie/angliyskiy-yazyk-dlya-detey-i-shkolnikov-ID4oI9z.html
3. Изображение «Тучи»: http://vamm.ucoz.com/publ/rybalka/ot_chego_zavisit_klev/prognozirovanie_pogody/5-1-0-54
4. Изображение «Знаки препинания»: http://www.wiki.vladimir.iedu.ru/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Signs.gif
5. Изображение «А.П. Чехов»: http://a-poli.livejournal.com/1205898.html
6. Изображение «Шатер»: http://odessa.prom.ua/p110064-poshiv-tentov-navesov.html
7.Изображение «Горная река»:
http://www.photoline.ru/photo/1263789460?rzd=new
Информационное обеспечение.Основные источники:1. Герасименко Н.А., Канафьева А. В., Леденева В.В. и др. Русский язык: Учебник для студ.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика