Слайд 1Синтаксис и пунктуация.
Подготовка к ЕГЭ
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
г.
Реж
Слайд 2Цель:
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Закрепить знания о постановке знаков
препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) и в
сложносочинённом предложении.
Задачи:
Слайд 3Что нужно знать?
Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в
его составе.
Пошёл дождь, и мы вынуждены были вернуться назад.
Простое
предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и.
Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца.
Слайд 4Пунктуация при однородных членах предложения
Запятая не нужна:
1) между двумя однородными
членами, если они связаны одиночным союзом, например:
Сотрудники музея тщательно хранили
коллекции, изучали и систематизировали их.
2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.
2) в устойчивых сочетаниях, например:
ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря
Слайд 5Запятая ставится
1) между однородными членами, не связанными союзами, например:
Сотрудники музея
тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные
статьи.
2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.
Слайд 6Запятая ставится
3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и
разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:
Сотрудники
музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.
4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:
Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
5) между парными однородными членами, связанными союзами и и
или, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
Слайд 7Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и
Знаки препинания не ставятся:
1. Если
есть общий член предложения, например:
Осенью природа засыпает и люди готовятся к
зиме.
(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)
2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:
К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:
Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.
(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)
Слайд 8Примечание:
В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если
есть повторяющиеся союзы. Например:
Осенью и природа засыпает, и люди готовятся
к зиме.
(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)
К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.
(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)
Слайд 9Знаки препинания не ставятся:
4. Если части сложносочинённого предложения являются:
вопросительными предложениями,
например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
побудительными
предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.
Слайд 10Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
Этторе Ло Гатто посвятил свою жизнь изучению русской литературы
и популяризации её в Италии.
Этторе Ло Гатто занимался как изучением русской литературы так и популяризацией её в Италии.
Этторе Ло Гатто был и тонким знатоком русской литературы и известным популяризатором её в Италии.
Этторе Ло Гатто изучал переводил издавал русских авторов и читал курс русской литературы в университетах Италии.
Этторе Ло Гатте встречался со многими деятелями русской литературы в России и в Италии занимался переводами русской классики и современных ему авторов издавал русскую литературу и писал о ней монографии.
Слайд 11Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
Вечером солнце зашло и на землю опустился туман.
Солнце зашло
и на землю опустился туман.
Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.
Слайд 12Расставьте знаки препинания. Укажите омера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
В Италии начала XX века знание русской культуры было
ограничено и кто-то должен был начать углублять и расширять его.
В Италии начала ХХ века о русской литературе знали мало и интерес к ней был невелик и Этторе Ло Гатто оказывается первым серьёзным исследователем русской литературы.
Многих русских авторов не переводили на итальянский язык и вследствие этого они не были даже знакомы итальянскому читателю.
Многие русские авторы не были переведены на итальянский язык и изданы в Италии.
Интерес к русской культуре в начале ХХ века в Италии был велик и ещё более усилился в результате самоотверженной работы по переводу русских авторов на итальянский язык.
Слайд 13Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
В Москве грунты немыслимо сложны и подземных речек и
речушек великое множество.
В Москве грунты немыслимо сложны подземных речек и речушек великое множество.
Великое множество речек и речушек делает и без того сложные грунты в Москве предельно сложными.
Геологи вновь и вновь сообщают о сложностях московских грунтов открывают всё новые подземные речушки и вносят изменения в геологические карты города.
Геологические карты Москвы свидетельствуют о том, что в городе крайне сложные грунты и множество подземных речек с изменчивым руслом.
Слайд 14Интернет ресурсы
https://img-fotki.yandex.ru/get/9219/39663434.8ed/0_acddc_17e3cc5f_XL.png
https://img-fotki.yandex.ru/get/9115/39663434.8ed/0_acddd_9684dbb5_XL.png
http://russkiy-na-5.ru/articles/1014
http://егэ-русский.рф/http://школа39.рф/wp-content/uploads/2014/04/sova.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/6409/47407354.6ef/0_ea089_f2839d92_orig.png
http://tob-school-17.ucoz.ru/123/Oformlenie/Knigi/kn1.png
http://школа39.рф/wp-content/uploads/2014/04/sova.png
Автор шаблона:
учитель русского языка и литературы
Тихонова Надежда
Андреевна,
г.Костанай