Слайд 1Урок – практикум по теме: «Cлитное и раздельное написание НЕ
с наречиями на – О и –Е»
7 класс
Электронный ресурс
подготовлен учителем русского языка и литературы
Черновой Л.Н.
МОУ СОШ №5 г.Светлого Калининградской обл.
Слайд 2Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Задания: записать предложения под диктовку, определить слова
в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму,
и как члены предложения.
1) Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!»
2) Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба… (Б.Окуджава.)
3) Будь проще, и к тебе потянутся люди.
4) Давайте чаще встречаться.
Слайд 3II.Проверка домашнего задания
1. Расскажите о правописании НЕ с
наречиями на – О и – Е.
2.Упр. 221
(+ фонетический разбор слова ЛЕГКО и морфологический разбор слова ЧТО).
Слайд 4Внимание!!!
Чтобы доказать принадлежность слова к определённой части речи,
надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос
отвечает:
Как? (как делают олимпийцы?) – быстро, высоко, сильно; быстрее, выше, сильнее – НАРЕЧИЯ.
Запах каков? Слабый, слабее – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Ты будь каков? Будь простым, будь проще – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Надо встречаться как? Часто, чаще - НАРЕЧИЕ
Слайд 5III. Практическая работа
1. Графический диктант.
Неясно мыслит; немало
испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе
не глупо; несвязно излагает; отнюдь не талантливо; расположиться невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; неискренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; неуверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступать несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.
Ключ: +, +, -, +,+, - , +, - , +,+, - , - , +, +, - , +, - , - , + , - , - .
Слайд 6КЛЮЧ:
+, +, -, +,+, - , +, - ,
+,+, - , - , +, +, - , +,
- , - , + , - , - .
Слайд 72) Выполнение упражнений
Упр. 224: чтение и обсуждение.
Комментарий.
Слова лепый, лепо, лепота существовали в русском языке и означали
примерно следующее: красивый ( ладный, приятный), красиво, красота. В современном языке сохранились лишь слова с приставкой: нелепый, нелепость. Бывшая приставка сейчас рассматривается как часть корня. Вспомните, как царь, герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», попав в новую Москву, восхищается видом столицы: «Лепота!»
Слайд 8IV. Индивидуальные задания ( с самоконтролем)
1. Вставить пропущенные буквы
и знаки препинания; раскрыть скобки, сделать синтаксический разбор предложения.
Ещё
(не)веря (не) жда(н,нн)ой удач.. он в(з, с)карабкался по ступенькам автобуса.
2. Вставить пропущенные буквы; раскрыть скобки; выписать все словосочетания.
(Не)знакомый парень (в)развалочку двинулся прямо на него.
Слайд 9Правильный вариант:
1) Ещё не веря нежданной удаче, он
вскарабкался по ступенькам автобуса.
2) Незнакомый парень вразвалочку
двинулся прямо на него.
Незнакомый парень; вразвалочку двинулся; двинулся на него.
Слайд 10V. Тренировочные упражнения.
1 вариант
Составьте предложения с парами слов.
Не ярко – неярко; не долго – недолго; не хорошо
– нехорошо; не разумно – неразумно.
2 вариант
От данных слов образуйте слова с НЕ. Подберите синонимы.
Решительно, торопливо, горячо, дорого, верно, достаточно, богато, жарко, ласково.
Слайд 11Домашнее задание:
1. Пар. 36.
2. Упр.226.
3.
Слова в рамках на стр. 107.
Слайд 12Список использованной литературы:
1. Контрольно – измерительные материалы. Русский
язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010. –
96с.
2.Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5 – 7 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 160с.
3.Никулина М.Ю. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений»: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 125с.
Иллюстративный материал:
4. «Русский язык. Наречие». Альбом учебный из 6 листов. Издательство «Экзамен», 2005г.