Разделы презентаций


Слово и его лексическое значение

Содержание

Прозвенел звонок веселый – Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждатьИ друг другу помогать.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Презентация
к уроку русского языка
на тему:
«Слово и его лексическое

значение»
МБОУ Алгасовская СОШ
Подготовила учитель
русского языка и
литературы
Асоскова Н.Н.
2013

Презентация к уроку русского языкана тему: «Слово и его лексическое значение»МБОУ Алгасовская СОШПодготовила учитель русского языка и

Слайд 2
Прозвенел звонок веселый –
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И

друг другу помогать.

Прозвенел звонок веселый – Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждатьИ друг другу помогать.

Слайд 3Добрый день, ребята!

Добрый день, ребята!

Слайд 41.Я люблю салат из свеклЫ с орехами.
2.Приятель звОнит мне каждый

вечер.
3.Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в катАлог.
4.А ну, ложь книгу на

место!
5.Ихний дом построен недавно.
1.Я люблю салат из свеклЫ с орехами.2.Приятель звОнит мне каждый вечер.3.Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в катАлог.4.А ну,

Слайд 5Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего

неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с

улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны,
слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются
и в плен не берут.
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…

В. Шефнер

Много слов на земле. Есть дневные слова -В них весеннего неба сквозит синева.Есть ночные слова, о которых

Слайд 6Тема:
«Слово и его
лексическое значение»

Тема: «Слово и его лексическое значение»

Слайд 7Цели урока:

знакомство с определением понятий «слово», «лексика», «лексическое

значение слова».
формирование представления о способах выражения лексического значения

слова.
Цели урока: знакомство с определением понятий «слово», «лексика», «лексическое значение слова». формирование представления о способах выражения лексического

Слайд 8Задачи урока:

научиться определять лексическое значение слова.
пополнить свой

словарный запас.

Задачи урока: научиться определять лексическое значение слова. пополнить свой словарный запас.

Слайд 9 «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои,

дар говорить...»
В. И. Даль

Слово не стрела, да острее стрелы.
(Пословица)


"Человек нашел

слова для всего, что обнаружено им во Вселенной..." С. Я. Маршак
«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» В. И. Даль Слово не стрела, да

Слайд 10Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных

нету!
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И

все, что в памяти у нас,
Означено словами.

А. Шибаев

Всему название дано-И зверю и предмету.Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету!И все, что может видеть глаз-Над нами

Слайд 11Что же такое слово?
Слово – это основная единица языка
«По

своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя -

это его оболочка(на письме - буквенная, графическая), а внутренняя - это его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, а без внутренней - не может быть понято».
(По книге "Язык мой - друг мой". М.,1976)
Что же такое слово?Слово – это основная единица языка «По своей природе слово обладает внешней и внутренней

Слайд 12
Кроссворд

Кроссворд

Слайд 13
Проверим

Проверим

Слайд 14Прочитаем стихотворение А.Барто
Заранее, заранее все было решено:
У школьников собрание, потом

у них кино.
Домой придет мой старший брат,
он мне расскажет

все подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая, я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
-Они ползут, а я им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей раз! Она им – раз!
Но тут как раз ее он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла!
Прочитаем стихотворение А.БартоЗаранее, заранее все было решено:У школьников собрание, потом у них кино.Домой придет мой старший брат,

Слайд 15
«Надо учиться языку ,
надо расширять свой
лексикон*, учиться


облекать свои
впечатления
в более совершенную,
яркую,

простую форму»

А. М. Горький

«Надо учиться языку ,  надо расширять свой лексикон*, учиться  облекать свои  впечатления в более

Слайд 16Словарная статья
ЛЕКСИКОН,
-а; м.
Запас

слов и выражений человека
- лексическое значение слова
Богатый

лексикон –
пример употребления в речи.

Богатый лексикон.

Запас слов и выражений человека.

Словарная статья ЛЕКСИКОН,  -а; м.  Запас слов и выражений человека  - лексическое значение слова

Слайд 17Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки

– семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это

шапка.
Оделся и пошёл.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет-
Плим, плим, плим…
И ничего не значит
Плим, плим, плим…

И. Токмакова.

Ложка – это ложка.Ложкой суп едят.Кошка – это кошка.У кошки – семь котят.Тряпка – это тряпка.Тряпкой вытру

Слайд 18
Прочитаем высказывание известного ученого- лингвиста Л.В.Щербы:


«Слова перестают быть словами,

если отнять у них значение»
О каком значении говорит автор

этих слов?
Прочитаем высказывание известного ученого- лингвиста Л.В.Щербы: «Слова перестают быть словами, если отнять у них значение» О каком

Слайд 19Словарная работа.




ЛЕКСИКА
(ОТ ГРЕЧ. LEXIKOS-

ОТНОСЯЩИЙСЯ К СЛОВУ) –
СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА.

Лексическое значение –
это главный смысл слова.

Словарная работа.               ЛЕКСИКА

Слайд 20Открываем учебники,
читаем теоретический материал (§ 64)

Открываем учебники, читаем теоретический материал (§ 64)

Слайд 21Это дер..во р..дное
Бли..кое и д..рогое.
Белый сарафан..чик
Бархатный кафтан..чик
Листики р..зные
Серё..ки расп..сные.
Выполните лингвистическую

задачку: спишите текст, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Это дер..во р..дноеБли..кое и д..рогое.Белый сарафан..чикБархатный кафтан..чикЛистики р..зныеСерё..ки расп..сные.Выполните лингвистическую задачку: спишите текст, расставьте пропущенные буквы и

Слайд 22Проверьте себя, исправьте ошибки
Берёзка
Это дерево родное,
Близкое и дорогое.
Белый сарафанчик,
Бархатный кафтанчик,
Листики

резные,
Серёжки расписные.

Проверьте себя, исправьте ошибкиБерёзкаЭто дерево родное,Близкое и дорогое.Белый сарафанчик,Бархатный кафтанчик,Листики резные,Серёжки расписные.

Слайд 23
Способы определения лексического значения слова

Способы определения лексического значения слова

Слайд 24Береза, -ы, ж.

Лиственное дерево с белой (реже темной) корой

и с сердцевидными листьями. Белая б. Черная б. Карликовая б.


Береза, -ы, ж. Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. Белая б. Черная

Слайд 25
Из чего состоит эта словарная статья?

Заголовочное слово

Грамматические пометы

Толкование лексического

значения

Пример употребления в речи

Из чего состоит эта словарная статья? Заголовочное словоГрамматические пометыТолкование лексического значенияПример употребления в речи

Слайд 26Выставка словарей
"Словарь русского языка" С.И.Ожегов
(более 50000 слов)

Выставка словарей

Слайд 27"Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома
( 1935-1940 г)


Слайд 28"Словарь русского языка"
(академический), 4 тома,
1981-1984 г.


Слайд 29"Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах
(академический) , более

120000 слов


Слайд 30 "Школьный толковый
словарь русского языка"


М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская


Слайд 31«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля содержит 200 тысяч слов

и 30 тысяч пословиц. Состоит из 4 томов.


Работал
над словарём


Даль всю жизнь до самой смерти.


Словарь Даля переиздавался шесть раз. Последнее издание датируется 2006 годом, оно посвящено 200-летию со дня рождения В.И. Даля.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля содержит 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Состоит из 4

Слайд 32Рефлексия деятельности
Исследование какой темы вели на уроке?
(слово и его

лексическое значение)
Какие понятия разобрали?
1)Лексика - это...
(словарный состав языка )
2)Лексическое

значение - это...

(главный смысл слова)

Что было целью нашего урока?

(Знакомство с понятиями «лексика», «лексическое значение слова»)

Чему мы должны были научиться?

(Определять лексическое значение слов разными способами)

Рефлексия деятельностиИсследование какой темы вели на уроке? (слово и его лексическое значение)Какие понятия разобрали?1)Лексика - это... (словарный

Слайд 33

Домашнее задание:
§64, упр. 325

Домашнее задание: §64, упр. 325

Слайд 34На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом

обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Н. Рыленков

На доброе словоНе надо скупиться.Сказать это слово-Что дать напиться.Со словом обидным –Нельзя торопиться,Чтоб завтраСебя самого не стыдиться.Н.

Слайд 35 Благодарю
за урок!

Благодарю за урок!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика