Слайд 1Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме:
«Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»
Выполнил автор:
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка
и литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
г.Чита, Забайкальский край
г.Чита, 2016 г.
Слайд 6При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз
может опускаться
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце,
запели птицы.
[ ], (когда…), (…), (…).
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
[ ], (когда…), (когда…), (когда…).
Слайд 7Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми
запятая ставится так же, как при однородных членах
1) Слышно было,
как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
2) Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
3) Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
Слайд 8Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения
1) Я
проснулся когда солнце ещё не встало когда природа была объята
предрассветным сном.
2) Надо было посмотреть как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
3) Вздрогнем если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
Слайд 9Проверь себя!
1) Я проснулся, когда солнце ещё не встало,
когда природа была объята предрассветным сном.
2) Надо было посмотреть, как
развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
3) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
Слайд 13Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1. [ ], (как…),
(как…), (как…).
2. [ ], (когда…), (чтобы…).
3. (Когда…), [ ], (…которого…).
4.
[ ], (что…), (которые…)
5. (Когда…), [ ], (хотя…).
Слайд 14Проверь себя!
1) Я хорошо помню, как мы шли по
тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место.
(Однородное подчинение)
2) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)
3) Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)
4) Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)
5) Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение)
Слайд 15Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1)
Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил
меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Слайд 16Проверь себя!
1)Как только я вышел на крыльцо, раздался удар
грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)
2)
Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)
3) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)
Слайд 17Литература:
1 Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс
– М.: ВАКО, 2008
2 Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому
языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык. 9 класс” - М.: Издательсво “Экзамен”, 2007