Слайд 1
Смысловое чтение и работа с текстом в контексте новых ФГОС.
Стратегии смыслового чтения как способ полноценного освоения содержания текста.
Предтекстовые,
текстовые и послетекстовые стратегии
Шпак Наталья Георгиевна,
МКОУ Скнаровская ООШ
Слайд 2Смысловое чтение и работа с текстом в контексте новых ФГОС
II.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, метапредметным, предметным.
Слайд 310. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
должны отражать:
СМЫСЛВОЕ ЧТЕНИЕ.
ФГОС, стр.9
Слайд 4Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа)
1.2.3. Планируемые результаты
освоения учебных и междисциплинарных программ
1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и
работа с текстом
Стр. 34
Слайд 51.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации.
Работа с текстом: оценка информации.
Слайд 6Выпускник получит возможность научиться:
Ориентироваться в тексте, находить требуемую информацию.
Преобразовывать и
интерпретировать текст.
Критически относиться к информации.
Слайд 7Стратегия читателя –
увидеть замысел писателя, отнестись к
нему критически и, пользуясь стратегиями раскрытия смысла текста и выявления
позиции автора, либо принять его, либо отвергнуть.
Слайд 8Стратегии смыслового чтения как способ полноценного освоения содержания текста
«Стратегия
– это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации ,
служащий достижению определённых целей в том смысле, что он должен привести к определённым результатам». (Джером Брунер.)
Наличие одинакового способа работ с материалом при изменении самого материала.
Слайд 9Стратегия может включать ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным
является положение о том, что стратегия выбирается каждым читателем под
конкретную цель чтения и конкретный текст при работе в определённом учебном контексте.
Слайд 10Стратегии предтекстовой деятельности
Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся
читать текст и тем выше достигаемый им результат.
Слайд 11Предтекстовые стратегии
нацелены на постановку задач чтения и, следовательно,
на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий
и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.
Слайд 12Предтекстовые стратегии
Мозговой штурм.
Глоссарий.
Ориентиры предвосхищения.
Батарея вопросов.
Предваряющие вопросы.
Рассечение вопроса.
Слайд 13Глоссарий
Цель стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Перед
текстом даётся список слов. Нужно отметить те, которые могут быть
связаны с текстом.
Слайд 14Ориентиры предвосхищения
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к
теме текста.
Слайд 15Стратегии текстовой деятельности
Чтение в кружок (попеременное чтение).
Чтение про себя с
вопросами.
Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабыми учащимися).
Чтение
про себя с пометками.
Слайд 16Чтение про себя с пометками
Данная стратегия чаще всего используется для
работы с научными (часто сложными) текстами.
Цель: мониторинг понимания читаемого
текста и его критический анализ.
Характер помет определяется целями чтения.
Слайд 171. Цель. Проверка понимания текста
2. Цель. Выяснение мнения читателя относительно
текста
Слайд 183. Цель: Критическое осмысление текста
Слайд 19Хорошо, что
эта стратегия может предваряться одной из стратегий предтекстовой деятельности
и завершаться стратегией послетекстовой деятельности.
ДО ТЕКСТА
В ТЕКСТЕ
ПОСЛЕ ТЕКСТА
Слайд 20Стратегии послетекстовой деятельности
Отношения между вопросом и ответом.
Вопросы после текста.
Тайм-аут.
Проверочный лист.
Слайд 21Отношения между вопросом и ответом
Цель: обучение пониманию текста.
Слайд 22Вопросы после текста
Соблюдайте баланс вопросов к
фактической информации (вербальной),
подтекстовой информации (между
строк),
концептуальной информации (за пределами текста).
Слайд 23Тайм-аут
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения в парах
или группах.
Прочитайте текст.
Задайте друг другу вопросы уточняющего характера и ответьте
на них. Если нет уверенности в правильности ответа, то вынесите на обсуждение в группе.
То же со следующим абзацем.
Найдите значения новых слов.
Суммируйте новое.
Составьте краткий пересказ из предложений, расположив их в нужном порядке.
Слайд 24Проверочный лист
Знакомство с критериями выполнения задания, подготовка листа в соответствии
с требованиями.
Краткий пересказ
Названа основная мысль текста. (да/нет).
Названы главные мысли
текста и основные детали. (да/нет).
Присутствует логико-смысловая структура текста. (да/нет).
Имеются необходимые связи, объединяющие главные мысли текста. (да/нет).
Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста. (да/нет).
Слайд 25Читатели никогда не поймут один и тот же текст одинаково:
читатели
разные,
условия разные,
стратегии разные.
Понять авторский текст –
это значит, создать (конструировать)
свой собственный.
Слайд 264 условия конструирования текста
Читательский опыт.
Характеристика текста.
Обучающий контекст (цели и задачи).
Стратегии
чтения.
Выбор за Вами, уважаемые коллеги.
Слайд 27Литература
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа);
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования;
Наталья Сметанникова: Обучение стратегиям чтения в 5-9
классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. -Баласс, 2011г.