Слайд 1Урок русского языка Сочинение – описание по картине Рембранта «Возвращение
блудного сына»
автор:
Мартынова Лидия Николаевна
учитель русского языка
МБОУ СШ
№63
г.Ульяновска
Слайд 2«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои
на земле»
Слайд 3Цель урока:
Умение анализировать произведение искусства
Воспитание культуры умственного труда на
основе таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение
Формирование умения
обоснованно включать в текст накопленную информацию
Совершенствование умения работать с черновым вариантом
Развитие вербальных способностей учащихся
Слайд 4Задачи
научить описывать художественное произведение искусства
закрепить умение пользоваться словарём
формировать наблюдательность
в процессе работы над описанием картины;
Слайд 5Оборудование:
Система «Презентация»;
словари (толковый, фразеологический);
Евангелие от Луки;
раздаточный
материал
Слайд 6Прочитайте стихотворение
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И
лазурь и полуденный зной…
Срок настанет- Господь сына блудного спросит:
«Был ли
счастлив ты в жизни земной?».
И забуду я все- вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным колосьям припав.
Иван Бунин
Слайд 7
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр,
великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
Слайд 8
Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний
с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное
искусство
Слайд 9
Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной
духовный мир человеческих переживаний и чувств
Слайд 10Напишите сочинение- описание на тему: по картине Рембранта «Возвращение блудного
сына»
В Эрмитаже есть такое полотно,
приближаясь к которому,
вспоминаешь
библейское:
«Сними обувь твою...»
Слайд 11определение слова «притча»
«Толковый словарь» С.Ожегова: ПРИТЧА -В религиозной и
старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П.
о блудном сыне. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.? * Притча во языцех (книжн., обычно ирон.) - предмет общих разговоров.
Слайд 12Содержание притчи о блудном сыне
У некоторого человека была два сына;
и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую
мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Слайд 13Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего
избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к
отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Слайд 14Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда
приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного
из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Слайд 15Фразеологизм «блудный сын»
Выражение " блудный сын " значит: Так
говорят о человеке, который по легкомыслию пренебрёг своими близкими и
уехал на чужбину.
Слайд 16План сочинения:
I. Вступление
Несколько слов о художнике.
Содержание притчи о блудном сыне.
II.
Основная часть
Композиция картины.
Передний план.
Второстепенные персонажи.
III. Заключение
Эмоциональная сила произведения
Нравственная нагрузка художественного
полотна
Мнение о картине
Слайд 17передний план
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.
В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный
сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения.
Слайд 18передний план
Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его
потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую
роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке»
Слайд 19Второстепенные персонажи
Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4
персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном
фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.
Слайд 20Какие чувства рождает у вас картина?
Глубокие чувства и переживания:
Сострадание к поседевшему отцу, радость за него, сочувствие к сыну,
который много перенёс;
Слайд 21О чем заставляет задуматься притча «О блудном сыне», и одноименная
картина?
Об ответственности за свои дела, о тех страданиях, которые мы
можем порой принести своим родным, о любви и добру к своим близким, об умении прощать
Слайд 22Опорные слова
Художник: мастер,портретист,живописец
Картина: полотно, репродукция, холст
Краски: тона, цвета,
палитра
Рисовать: отображать, создавать, изображать, творить
Слайд 23Список литературы
http://svb.ucoz.ru/load/biblejskie_frazeologizmy/bludnyj_syn/8-1-0-17
http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/
https://ru.wikipedia.org/wiki