Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
СОЧИНЕНИЕ ПО
КАРТИНЕ Ф.П.РЕШЕТНИКОВА «ОПЯТЬ ДВОЙКА!»
Урок в 5 классе
Подготовила учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ №21 г. Белгорода
Олейник Наталья Юрьевна
Слайд 2► Цель урока:
подготовиться к написанию сочинения по картине.
► Задачи урока:
познакомиться
с художником;
узнать, что такое колорит картины;
палитра картины;
тон картины;
полутон картины;
передний, средний,
задний план картины;
научиться правильно и последовательно описывать картину.
Слайд 3Федор Павлович Решетников (1906-1986)
«Опять двойка!» (холст, масло, 1952)
Слайд 4Слово о художнике
Фёдор Павлович Решетников – замечательный художник, родился в
1906 году. С юных лет он увлекался рисованием. Ещё студентом
Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины.
Возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь. По окончании войны он вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!»
Слайд 8История создания картины
Художник вспоминал:
«Мысль написать картину
родилась у меня в школе, когда я сидел на уроке,
наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Я живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину».
Слайд 9Картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» выставлена в Москве в Государственной Третьяковской
галерее.
Зрители, особенно школьники, подолгу останавливаются перед ней и с большим
интересом рассматривают это полотно. Взрослых трогает отчаяние матери, а школьников, конечно, интересует герой картины.
Одни зрители улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, быть может, вспоминают и свои злополучные двойки.
Каждый по-своему читает полотно художника, и никто не остаётся равнодушным.
Слайд 10Какое название является наиболее подходящим?
«История двойки», «Опять двойка!», «Как Митю
подвели коньки».
Слайд 11Лексическая работа
Эскиз – предварительный набросок картины.
Натурщик – человек, который позирует
художнику для написания портрета.
Композиция – построение произведения, расположение предметов, людей.
Колорит
– сочетание красок.
Слайд 12Работа по вопросам
Кто изображён на переднем плане?
Какими эпитетами вы можете
описать выражение лица мальчика?
Почему он отвернулся от мамы и от
младшего братика?
Что у него в руках?
Что находится в портфеле?
О чём говорит «бывалый», потрёпанный вид портфеля?
Как вы думаете, что делал мальчик после школы?
Слайд 13Вопросы-помощники
1.Ученик – главный герой картины.
Какой возраст школьника?
О чем говорят его
внешний вид, одежда,
поза, выражение лица?
О чем говорит его «бывалый» портфель?
Слайд 14Вопросы-помощники
2.Мама получившего двойку ученика.
Что говорит о том, что мама –
домохозяйка?
О чем говорят ее поза, выражение лица?
Какой вопрос читается в
глазах мамы?
Слайд 15Вопросы-помощники
3. Младший брат мальчика.
Во что одет ребенок?
На чем он сидит?
Какие
эмоции он испытывает?
Почему?
Слайд 16Вопросы-помощники
4.Сестра «виновника событий».
Что говорит о том, что девочка хорошо учится?
О
чем говорят ее поза, выражение лица?
Из-за чего она переживает больше
всего?
Слайд 17Вопросы-помощники
5. Бело-рыжий пес.
Как художник изобразил собаку?
О чем говорит поза собаки?
Слайд 186. Комната – отражение быта 60-х годов прошлого века.
Синий цвет стен, на стене висят часы
с маятником, календарь.
Ковер на полу.
Через дверь в другую комнату видны фикус на подоконнике и картина на стене.
Слайд 191.Средства живописи – способ раскрытия замысла картины.
Каким переживанием связаны все действующие лица? Как об этом
говорят их позы, выражения лиц?
Почему художник выбрал приглушенные тона (голубовато-серые стены, коричневый пол, болотного цвета пальто ученика и т.д.)?
2.Мои впечатления (Какие мысли возникли у вас о картине «Опять двойка»?)
Слайд 20Белобрысый, хохолок на макушке, пухлые губы, румяное лицо, наверное, долго
был на улице.
Мальчик
Слайд 21Виноватые, огорчённые, грустные, брови сдвинуты, ему стыдно за очередную двойку.
Глаза
девятилетнего третьеклассника
Слайд 22Портфель: потрёпанный, «бывалый», видавший виды, перевязан бечёвкой
Одежда: пальто с лисьим
воротником, тёмные брюки, чёрные ботинки
Слайд 23Молодая, но усталая женщина, сцепленные руки; будничная одежда, красное пятно
передника; лицо грустное, смотрит с упрёком на сына.
Мать
Слайд 24Стоит в глубине комнаты, на заднем плане, аккуратная, смотрит осуждающе,
полная противоположность брату.
Сестра
Слайд 25Встречает брата с усмешкой, злорадствует,
он как будто хочет сказать: «Ага,
попался?!»
Шестилетний братишка
Слайд 26Четвероногий друг с радостным визгом бросается навстречу мальчику.
Верный пёс
Слайд 27Чистая, уютная, белая скатерть с жёлтой каймой, большой ковёр, географическая
карта на стене в смежной комнате.
Комната
Слайд 28Каждый персонаж, находясь на своём месте, хорошо виден, и в
то же время все действующие лица связаны общим переживанием. Об
этом говорят их позы, выражения лиц.
Композиция
Слайд 29Скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает не о праздничном событии, а
об обычном, будничном дне. Используются приглушённые тона (голубовато-серые стены, коричневый
пол).
Колорит
Слайд 31Главный герой картины – мальчик, он, третьеклассник, озорник.
Художник – автор
произведения, он, Ф.П.Решетников.
Рисовать – изображать, создать, написать.
Смотреть с укором –
с упрёком, виновато, грустно.
Синонимы
Слайд 32Портфель, собака, велосипед, колорит, композиция, изобразить, картина полотно.
Орфографическая работа
Слайд 33План:
1. Ф.П.Решетников – известный художник.
11.Описание картины:
1)Основная мысль картины «Опять
двойка!».
2)Главный герой произведения – девятилетний мальчик.
3)Мать.
4)Сестра.
5)Шестилетний братишка.
6)Четвероногий друг.
7)Композиция.
8)Колорит.
9)Отношение художника
к изображённому.
111.Какой впечатление картина произвела на меня.
Слайд 34Список использованных источников
1. Решетников Ф.П. Сатира и дружеские шаржи. [Альбом]
/ [Авт. текста и сост. Г. Н. Павлов]. – Л.:
Художник РСФСР, 1982
2. Выставка произведений Народного художника СССР Федора Павловича Решетникова. К 70-летию со дня рождения. – М.: Изобразительное искусство, 1976
3. Федор Решетников. [Альбом] / Авт.-сост. Б. В. Вишняков – М.: Изобразительное искусство, 1982.
Слайд 35Список использованных источников:
4. Деготь Е. Русское искусство XX века. –
М.: Трилистник, 2000
5. Ф.П. Решетников. Альбом. – М., 1954
6. Русская
живопись. Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003
7. Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
8. Тагрин С. Мир в открытке. М.: Изобразительное искусство, 1978