Слайд 1Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень»
Сирень в кошелке
на полу. 1955.
Презентацию подготовила И.Н. Федина, учитель БОУ г. Омска
СОШ № 112
Слайд 2Автопортрет. 1943
Кончаловский
Петр Петрович, русский живописец и художник театра, участник
объединения "Бубновый валет", впоследствии Народный художник РСФСР, действительный член Академии
художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР (1943).
Слайд 3Родился в Славянске (ныне Донецкая область, Украина)
9 (21) февраля
1876 в семье помещика-предпринимателя.
Учился в академии Жюльена в Париже
(1897-1898) и петербургской Академии художеств (1898-1907). Испытал влияние В.И.Сурикова, который был его тестем, а также П.Сезанна. Жил преимущественно в Москве. Был одним из основателей общества "Бубновый валет" (1910).
Слайд 4Работал в жанрах натюрморта, пейзажа и портрета, творческая концепция близка
кубизму и фовизму.
Мост в Наре. Ветер. 1918
Натюрморт с бегонией.
КУБИЗМ
- в изобразительном искусстве начала 20 в.: формалистическое направление, последователи которого представляли предметный мир в простых геометрических формах.
ФОВИЗМ(от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века - характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.
Слайд 5Порт в Сиене. 1912
Сан-Максим. Пальмы. 1908
Слайд 6Семейный портрет («сиенский»). 1912
Слайд 7Портрет
Камушки Бенедиктовой на пестром ковре с игрушками. 1931
В 1920-е
годы живопись Кончаловского смягчается, а начиная с 1930-х гг. все
заметнее проявляются черты академического реализма.
Слайд 9В 20-х годах была написана одна из лучших его вещей
- «Автопортрет с женой». Работа, навеянная Рембрандтом. Написана она в
станковом плане. По стилю, крепости живописи, по богатству цветовых отношений и волнующей фактуре - это одно из лучших произведений Кончаловского.
Станковая живопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте). У станковой живописи есть много разновидностей («жанров»). Важнейшие из них - сюжетная живопись, портрет, пейзаж и натюрморт
Слайд 10Усадьба П. Кончаловского «Бугры»
В 1932 году Петр Петрович Кончаловский покупает
дачу «Бугры». Художник очень полюбил эти места и часто бывал
здесь со своей семьёй.
Слайд 11Пётр Кончаловский, как и его сын Михаил (тоже ставший художником),
был азартным охотником. Болотная тяга начиналась в Буграх почти от
самого дома. Зимой они гоняли зайцев с гончими, охотились на лис, проходя до двух десятков километров.
Слайд 12Другим увлечением художника было садоводство. Он не только заботливо поддерживал
в прежнем виде чудесный сад с экзотическими деревьями и изысканными
клумбами, но и сам проводил довольно смелые опыты садоводства.
На открытой площадке он высадил виноград и с гордостью демонстрировал гостям пирамидки лоз с сизыми кистями. Правда, виноград был несъедобным, зато выглядел совсем как настоящий.
Дети в саду. 1940
Слайд 13Но особенно Пётр Петрович любил сирень, которая в Буграх была
представлена во всех возможных расцветках, включая уникальные махровые сорта. Именно
здесь были созданы знаменитые «сирени» Кончаловского, уже в 1930-е годы ставшие визитной карточкой его творчества. Искусствоведы единодушно относят их к лучшим достижениям русского натюрморта.
Куст сирени и курица. 1940
Слайд 14Портрет дочери в розовом платье.
Автопортрет с внучкой.
В 1955 году у
Кончаловского был инфаркт. После инфаркта он прожил год. Умер во
сне. Спустя два года умерла его жена, дочь Сурикова - Ольга Васильевна.
Слайд 15В историю русской живописи Кончаловский вошел как лучший натюрмортист.
Натюрморт
(фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Цветы.
Дигиталис. 1910
Слайд 16Корзина с рябиной. 1947
Глядя на его натюрморты, зритель заражался душевным
состоянием автора.
Любовь к натюрморту у него была настолько велика,
что даже портреты он иногда решал в натюрмортном плане.
Слайд 17Его синие, желтые, лиловые, оранжевые и зеленые краски были до
предела насыщены. Он изучил законы градации цвета и великолепно ими
пользовался.
Кончаловский писал густо и широко. Мазок передавал состояние художника - его темперамент, возбужденность. Размер мазка должен быть пропорционален величине картины. На расстоянии он должен способствовать оптической смеси разобщенных красок.
Колорит (цвет) в творчестве Кончаловского играл выдающуюся роль. Он знал, каким колоритом можно достигнуть цветовой выразительности в той или иной работе. Его палитра никогда не теряла цветовой силы.
Слайд 18Сирень, ведро и лейка. 1955
«Цветок нельзя писать "так себе", простыми
мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё
другое. Цветы - великие учителя художников: для того, чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица».
Слайд 19Сирень в корзине. Героическая. 1933
Слайд 20Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я
сирень.
Это было весной - в улетающий день.
Раздышались цветы…
А. Блок.
Сирень. 1952
Слайд 21Ай да сирень в этом мае! Выпуклокрупные гроздья
Валят плетни в
деревнях…
Сергей Гандлевский
Сирень у окна.
Слайд 22Словарная работа.
ЛИЛОВЫЙ -, ая, ое, лов, лова [нем. lilа, фр.
lilas < араб. līlвk сирень]. Цвета фиалки или темных соцветий
сирени, фиолетовый.
Слайд 24Какого цвета, каких оттенков сирень?
Фиолетовый, сиреневый, бледно-розовый,
темно-красный, голубоватый,
серебристый…
Продолжите этот ряд.
Вспомните слова, с помощью которых можно описать
грозди сирени, её свежесть, запах.
Художнику важно передать своё впечатление от цветов. Как это отражается в манере письма П. Кончаловского? Тщательно ли он выписывает лепестки и листочки? Почему?
Какая ветка сирени вам больше всего нравится? Почему?
Об одной из своих картин, посвященных сирени, художник сказал: «В этом букете все живет, цветет и радуется». Как вы думаете, к какому натюрморту относятся эти слова? А может быть, к нескольким?Поясните свою мысль.
Слайд 25
1.П.П.Кончаловский – мастер натюрморта.
2.Натюрморт «Сирень в
корзине»(«Героическая»)
в) первое
впечатление;
а) композиция картины (что и как изображено);
б) цветовая гамма произведения
3.Настроение, рожденное картиной.
Примерный план к сочинению
Слайд 26Опорные слова (слова-помощники)
На картине, передо мной, удивительная картина, мастер натюрморта,
радость жизни, много картин, любимые цветы, натюрморт, прекрасный букет, впечатление,
становится тепло и радостно, восторг, любовь к природе;
«в этом букете все цветёт, живёт и радуется»; натюрморты Кончаловского полны восхищением красотой мира, богатством его красок; цветом выражал он своё понимание прекрасного.