Слайд 1Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему (С2.1)
в формате ГИА-2012
Слайд 2 С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв
в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номер нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут
быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние.
(22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
(С. Соловейчик)
Слайд 4Сведения об авторе
Соловейчик Симон
Львович - писатель,
публицист, драматург,
философ. Автор повестей и
пьес для молодёжи,
статей и
книг, посвященных
проблемам педагогики, один из инициаторов движения
Педагогика сотрудничества.
Слайд 5Структура сочинения-рассуждения
Слайд 6Определим стоящие перед нами задачи:
прокомментировать слова лингвиста,
расшифровать смысл высказывания,
поделиться своими мыслями и подтвердить
свой ответ двумя примерами из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать
лексические явления, а другой - грамматические).
Слайд 7Шаг первый. Формулируем тезис
Тезисом в сочинении С2.1
являются слова Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди,
а грамматика – как они думают».
Слайд 8Шаг второй. Определяемся с терминологией
«Словарь языка» - это лексика.
Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός —
«относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов
того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Лексика — весь словарный запас языка.
Лексика (от греч. lexikós — относящийся к слову) - совокупность слов, словарный состав языка.
Слайд 9Лексические явления
для аргументации
лексика с точки зрения стилистической окраски;
лексика с
точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика
с точки зрения происхождения;
лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы;
фразеологизмы и др.
тропы (эпитеты, олицетворения и т.д)
Слайд 10Каково значение термина «грамматика»?
В «Большом энциклопедическом словаре»:
ГРАММАТИКА (греч.
grammatike, от gramma - буква, написание)-
1) строй языка, т.
е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения.
2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис. (http://www.slovarus.ru)
Слайд 11Грамматические явления
для аргументации
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и
предложения;
обращения;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)
Слайд 12Шаг третий. Второй раз читаем текст и подбираем примеры
(21)Но мужественность
свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными,
а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
Слайд 13Примеры каких лексических средств можно найти в тексте?
С.Соловейчик использует слова-синонимы, относящиеся к разговорному стилю: «хныкать,
ныть и причитать» (предложение 22).
Они снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Слайд 14Примеры каких грамматических явлений
можно найти в тексте?
С какой
целью употребляет их автор?
Ряды однородных членов
в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.
Слайд 16«Собираем» черновик сочинения
Известный
лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают
люди, а грамматика – как они думают». Я полностью согласен (согласна) с его мнением. Когда мы говорим «словарь языка», то подразумеваем лексику - совокупность слов, словарный состав языка. Запас слов конкретного человека (лексикон) характеризует, насколько богата его речь, отображает образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна.
писатель, публицист, философ-блестяще владел русским словом, русской речью. Это можно
наблюдать и в представленном отрывке. Лексика писателя богата и удивительно разнообразна. Обратим внимание на синонимы. Автор использует слова-синонимы, относящиеся к разговорному стилю: «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22). Они снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние. А ряды однородных членов в предложении 21 позволяют путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.
Слайд 18 В том, как мыслит и говорит человек, заключается
его сущность. Д.С. Лихачев считал,что «самый верный способ узнать человека
– прислушаться к тому, что и как он говорит». Таким образом, смысл высказывания Г. Степанова я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ грамматики помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь
Слайд 19Источники
http://www.bibliopskov.ru/soloveichik.htm http://uchimcauchitca.blogspot.com/
http://www.proshkolu.ru/
http://peressa2009.narod2.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://dic.academic.ru
http://www.slovarus.ru
Методические рекомендации по приёмам работы над С2.1 в ГИА
2012 года. Презентация Блиновой Г.И. и Пазыныч О.А.
Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему в формате ГИА 2012. Презентация Харлановой Н.Г.