Разделы презентаций


Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему

Содержание

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему (С2.1)
в формате ГИА-2012

Сочинение-рассуждениена лингвистическую тему (С2.1)в формате ГИА-2012

Слайд 2 С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв

в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номер нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.

Слайд 3(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут

быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние.

(22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
(С. Соловейчик)

(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух,

Слайд 4Сведения об авторе

Соловейчик Симон
Львович - писатель,


публицист, драматург,
философ. Автор повестей и
пьес для молодёжи,

статей и
книг, посвященных
проблемам педагогики, один из инициаторов движения
Педагогика сотрудничества.
Сведения об авторе   Соловейчик Симон Львович - писатель, публицист, драматург, философ. Автор повестей и пьес

Слайд 5Структура сочинения-рассуждения

Структура сочинения-рассуждения

Слайд 6Определим стоящие перед нами задачи:
прокомментировать слова лингвиста, 
расшифровать смысл высказывания, 
 поделиться своими мыслями и  подтвердить

свой ответ двумя примерами из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать

лексические явления, а другой - грамматические).

Определим стоящие перед нами задачи:прокомментировать слова лингвиста, расшифровать смысл высказывания,  поделиться своими мыслями и  подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста (один

Слайд 7Шаг первый. Формулируем тезис
Тезисом в сочинении С2.1

являются слова Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди,

а грамматика – как они думают».



Шаг первый. Формулируем тезис   Тезисом в сочинении С2.1 являются слова Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о

Слайд 8Шаг второй. Определяемся с терминологией
«Словарь языка» - это лексика.
Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός —

«относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов

того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Лексика — весь словарный запас языка.
Лексика (от греч. lexikós — относящийся к слову) - совокупность слов, словарный состав языка.

Шаг второй. Определяемся с терминологией«Словарь языка» - это лексика.Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот

Слайд 9Лексические явления для аргументации
лексика с точки зрения стилистической окраски;
лексика с

точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика

с точки зрения происхождения;
лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы;
фразеологизмы и др.
тропы (эпитеты, олицетворения и т.д)


Лексические явления  для аргументациилексика с точки зрения стилистической окраски;лексика с точки зрения активного и пассивного запаса

Слайд 10Каково значение термина «грамматика»?
В «Большом энциклопедическом словаре»:
ГРАММАТИКА (греч.

grammatike, от gramma - буква, написание)-
1) строй языка, т.

е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения.
2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис. (http://www.slovarus.ru)

Каково значение термина «грамматика»?В «Большом энциклопедическом словаре»:  ГРАММАТИКА (греч. grammatike, от gramma - буква, написание)- 1)

Слайд 11Грамматические явления для аргументации
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и

предложения;
обращения;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)

Грамматические явления  для аргументацииоднородные члены предложения;обособленные члены предложения;вводные слова и предложения;обращения;разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые

Слайд 12Шаг третий. Второй раз читаем текст и подбираем примеры
(21)Но мужественность

свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными,

а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

Шаг третий. Второй раз читаем текст и подбираем примеры(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы

Слайд 13Примеры каких лексических средств можно найти в тексте?

С.Соловейчик использует слова-синонимы, относящиеся к разговорному стилю: «хныкать,

ныть и причитать» (предложение 22).
Они снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.

Примеры каких лексических средств можно найти в тексте?     С.Соловейчик использует слова-синонимы, относящиеся к

Слайд 14Примеры каких грамматических явлений можно найти в тексте? С какой

целью употребляет их автор?
Ряды однородных членов

в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.

Примеры каких грамматических явлений  можно найти в тексте?  С какой целью употребляет их автор?Ряды однородных

Слайд 16«Собираем» черновик сочинения
Известный

лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают

люди, а грамматика – как они думают». Я полностью согласен (согласна) с его мнением. Когда мы говорим «словарь языка», то подразумеваем лексику - совокупность слов, словарный состав языка. Запас слов конкретного человека (лексикон) характеризует, насколько богата его речь, отображает образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна.

«Собираем» черновик сочинения       Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует,

Слайд 17 С. Соловейчик-

писатель, публицист, философ-блестяще владел русским словом, русской речью. Это можно

наблюдать и в представленном отрывке. Лексика писателя богата и удивительно разнообразна. Обратим внимание на синонимы. Автор использует слова-синонимы, относящиеся к разговорному стилю: «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22). Они снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние. А ряды однородных членов в предложении 21 позволяют путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.

С. Соловейчик- писатель, публицист, философ-блестяще владел русским словом, русской

Слайд 18     В том, как мыслит и говорит человек, заключается

его сущность. Д.С. Лихачев считал,что «самый верный способ узнать человека

– прислушаться к тому, что и как он говорит». Таким образом, смысл высказывания Г. Степанова я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ грамматики помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь
    В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность. Д.С. Лихачев считал,что «самый верный

Слайд 19Источники
http://www.bibliopskov.ru/soloveichik.htm http://uchimcauchitca.blogspot.com/
http://www.proshkolu.ru/
http://peressa2009.narod2.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://dic.academic.ru
http://www.slovarus.ru
Методические рекомендации по приёмам работы над С2.1 в ГИА

2012 года. Презентация Блиновой Г.И. и Пазыныч О.А.
Сочинение-рассуждение на

лингвистическую тему в формате ГИА 2012. Презентация Харлановой Н.Г.

Источникиhttp://www.bibliopskov.ru/soloveichik.htm http://uchimcauchitca.blogspot.com/http://www.proshkolu.ru/http://peressa2009.narod2.ru/http://ru.wikipedia.org/wikihttp://dic.academic.ruhttp://www.slovarus.ruМетодические рекомендации по приёмам работы над С2.1 в ГИА 2012 года. Презентация Блиновой Г.И. и Пазыныч

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика