Слайд 1Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы
И заросли роз?
Слайд 2Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
в формате ОГЭ-2015
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джазаторская
средняя общеобразовательная школа имени М.И.Берсимбаева»
Работа учителя русского языка и литературы
Аягуль
Еркетаевны Чагиевой
2015
Слайд 3Рассуждение – это словесное изложение,
разъяснение, подтверждение
какой-либо мысли.
Рассуждение -
очень важный тип речи:
чтобы убедить другого в чем-то,
нужно
уметь рассуждать, доказывать,
логически мыслить,
делать обдуманные выводы.
Это же умение необходимо,
чтобы опровергнуть точку зрения оппонента,
с которым вы не согласны.
Что такое рассуждение?
Слайд 41.ТЕЗИС
/высказывание какой-либо мысли/
3.ВЫВОД, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
2.ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ РАССУЖДЕНИЯ.
/или опровержение/ этой мысли, то
есть примеры и аргументы:
а) ....
б)...
Слайд 5Задание: из предложенных текстов выберите текст-рассуждение. Обоснуйте свою точку зрения.
1.В
чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в
окружающем нас.
Добро – это прежде всего счастье всех людей.
Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит
перед человеком задачу, которую важно уметь решать.
Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве.
Работа в парах или группах.
2. Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома.
На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами.
Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута
на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.
Пугачев грозно взглянул на старика и сказал:
“Как ты смел противиться мне, своему государю?»
Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком.
Слайд 6Задание: из предложенных текстов выберите текст-рассуждение. Обоснуйте свою точку зрения.
3.
В 1765 году впервые во множестве появились самозванцы,
в
его недолгое царствование. Наиболее напряженной
в конце 1760-х годов была обстановка на южном Урале,
в западной Сибири и Поволжье.
Работа в парах или группах.
4.Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно».
Действительно, непревзойденные шедевры мирового
искусства, которым суждена вечная жизнь, создавались
на протяжении многих тысячелетий.
Стремительный бег времени, смена поколений,
войны, переоценка ценностей и НТП
не изменили представлений человека о вечных истинах
и духовных идеалах. .
Слайд 7
В новом формате задание
выглядит так:
Напишите сочинение-рассуждение, приняв
в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номер нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 8 Итак, определим задачу, которая стоит перед нами: прокомментировать слова
лингвиста, расшифровать смысл высказывания, поделиться своими мыслями и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного
текста (один пример должен иллюстрировать лексические явления, а другой - грамматические).
Слайд 9 Труднее всего начинать…. В задании нам предложено: «Начать
сочинение Вы можете словами Г.Степанова».
Так и поступим…
Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Слайд 10Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») —
совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые
знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Например, лексика современного русского языка состоит более чем из полумиллиона слов.
Слайд 11 Или так:
Лексика — весь словарный запас языка.
И
так:
Лексика (от греч. lexikós — относящийся к слову)
- совокупность слов, словарный состав языка.
Слайд 12 Сформулируем понятие ГРАММАТИКА.
В «Большом энциклопедическом словаре»:
ГРАММАТИКА (греч. grammatike, от gramma - буква, написание), 1)
строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения. 2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.
Слайд 13 В «Толковом словаре русского языка» (Ожегов С., Шведова
Н):
ГРАММАТИКА
и, ж. 1. Формальный строй языка (словообразование, морфология
и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. 2. Наука об этом строе. Теория грамматики. 3. Книга, описывающая этот строй.
Слайд 14:
синтаксис
морфология
словообразование
Слайд 15 Следующий шаг в работе над сочинением – необходимость
привести по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и
грамматические явления (всего 2 примера).
Слайд 16 И в конце сочинения обязательно сделаем вывод, напишем
заключение.
Мне кажется, расширение словарного запаса
делает нашу речь богаче, разнообразнее. Мы говорим и думаем, прибегая к словам. Не случайно Г. Успенский писал: «Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Не менее важно хорошо знать грамматику: грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научишься. Будешь до старости делать грубые ошибки.
Слайд 17 А если тема будет сформулирована иначе?
Слайд 18
Действуй по той же схеме
Сформулируй в
качестве тезиса слова известного лингвиста, учёного, писателя.
Дай понятие
тем лингвистическим явлениям, о которых идёт речь в формулировке задания.
Напиши, что ты думаешь о функциях данного языкового явления.
Приведи два примера из анализируемого текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование.
Сделай вывод.